Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СУ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 62 | 62 | 62 | 62 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев
1.1. | дать знания по основным этическим ценностям ведения современного бизнеса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
УК-6.1 | Оценивает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные) для успешного выполнения порученного задания; |
УК-6.2 | Определяет образовательные потребности и способы совершенствования собственной (в т.ч. профессиональной) деятельности на основе самооценки; |
УК-6.3 | Выбирает и реализует с использованием инструментов непрерывного образования возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков; |
УК-6.4 | Выстраивает гибкую профессиональную траекторию, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности, динамично изменяющихся требований рынка труда и стратегии личного развития. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | — основные методы критического анализа; — методологию системного подхода; — содержание основных направлений философской мысли от древности до современности; — периодизацию всемирной и отечественной истории, ключевые события истории России и мира; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | — выявлять проблемные ситуации, используя методы анализа, синтеза и абстрактного мышления; — осуществлять поиск решений проблемных ситуаций на основе действий, эксперимента и опыта; —производить анализ явлений и обрабатывать полученные результаты; — определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке предлагать способы их решения; — формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; - выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | — технологиями выхода из проблемных ситуаций, навыками выработки стратегии действий; — навыками критического анализа; — основными принципами философского мышления, навыками философского анализа социальных, природных и гуманитарных явлений; — навыками анализа исторических источников, правилами ведения дискуссии и полемики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природа и сущность этики | ||||||
1.1. | Природа и сущность этики | Лекции | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Природа и сущность этики | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Формирование нравственного поведения | ||||||
2.1. | Этика бизнеса | Лекции | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Этика бизнеса | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Формирование нравственного поведения | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Профессиональная этика | ||||||
3.1. | Профессиональная этика | Лекции | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Профессиональная этика | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Профессиональная этика | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Этика бизнеса: предмет и специфика | ||||||
4.1. | Этика бизнеса: предмет и его специфика | Лекции | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Этика бизнеса: предмет и его специфика | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Этика бизнеса: предмет и специфика | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Основные концепции в этике бизнеса | ||||||
5.1. | Основные концепции в этике бизнеса | Лекции | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Духовные основания бизнеса | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Основные концепции в этике бизнеса | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Корпоративная культура и корпоративная этика | ||||||
6.1. | Корпоративная культура и ее роль в жизни организации | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Корпоративная культура и корпоративная этика | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Проблемы микро и макроэтики | ||||||
7.1. | Проблемы микро и макроэтики | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Корпоративная социальная ответственность | ||||||
8.1. | Социальная ответственность бизнеса | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Корпоративная социальная ответственность | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Современная российская деловая этика | ||||||
9.1. | Современная российская деловая этика | Лекции | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Бизнес-слой российского общества | Практические | 1 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Современная российская деловая этика | Сам. работа | 1 | 2 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов 1. Природа и сущность этики 2. Мораль и этика. Мораль и право. Мораль и культура. 3. Изучение морали: различные подходы. 4. Структура морали. Функции морали 5. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение. 6. Уровень нравственного развития. Организационные и экономические факторы, влияющие на этичное поведение. 7. Профессиональная и универсальная этика.. Принципы профессиональной этики. Социальные функции профессиональной этики 8. Этика бизнеса: предмет и специфика. Структура этики бизнеса 9. История становления этики бизнеса. 10. Нравственные проблемы экономики потребления 11. Основные концепции в этике бизнеса 12. Религия и бизнес. 13. Теория утилитаризма. Развитие идей утилитаризма. 14. Деонтическая этика. 15. Этические проблемы деловой жизни. Становление этики бизнеса как научной дисциплины. 16. Этика справедливости 17. Сущность и походы к классификации организационных культур. Функции организационной культуры. 18. Нравственно-этические проблемы организационных культур современных корпораций. 19. Корпоративная культура и корпоративная этика 20. Типология корпоративных культур. 21. Культура торговли. Культура выгодных сделок (спекулятивная культура). 22. Административная культура. 23. Инвестиционная культура. 24. Организация и моральные стандарты. 25. Проблемы микро и макроэтики 26. Роль менеджеров в организации. 27. Корпоративная этика и принятие решений 28. Взаимоотношения между корпорациями. 29. Моральный аспект в сборе информации о конкуренте. 30. Отношения между корпорациями и государством. 31. Корпоративная социальная ответственность 32. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса. 33. Современная российская деловая этика 34. Отношение предпринимателей к правовым нормам 35. Отношения предпринимателей с деловыми партнерами. 36. Характер отношений предпринимателей с властными структурами 37. Экологическая этика современной корпорации 38. Сущность и функции этического кодекса компании 39. Этические основания межкорпоративных взаимоотношений и этика конкурентной борьбы. 40. Этика внутренней среды корпорации: субъекты, принципы, нормы. 41. Особенности управленческих стратегий: информационная этика, гендерная этика, этика карьеры и др. 42. Политические ориентации бизнес-сообщества |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ Перечень тем 1. Взаимосвязь нравственных ценностей и поведения человека 2. Организационные и экономические факторы, влияющие на этическое поведение 3. Актуализация деловой этики в России 4. Принципы всемирной этики и их реализация в бизнесе 5. Этика справедливости 6. Корпоративная этика и её роль в успехи организации 7. Этика предпринимательства – как её понимал М.Вебер 8. Формирование концепции социально ответственного бизнеса 9. Актуальные проблемы микро и макроэтики в современной России 10. Основные концепции социальной ответственности бизнеса 11. Культура торговли как часть этики бизнеса 12. Власть и бизнес: грани взаимодействия на основе этических взаимоотношений. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Перечень тем Темы рефератов: 1. Биоэтика 2. Медицинская этика 3. Проблема трансплантации органов и этика врача 4. Этические принципы INTERNET 5. Культура торговли - часть корпоративной культуры 6. Организация и моральные стандарты. 7. Основные способы повышения этического уровня организации 8. Выгодные связи как дополнение дружеских отношений или замена? 9. Православная культура и её влияние на этику бизнеса в России 10. Первые этические кодексы в бизнесе 11. Нравственные качества предпринимателя и их влияние на его деловую репутацию. 12. Социальная ответственность бизнеса: миф или реальность 13. Роль инвестиционной культуры в развитии инвестиционного климата 14. Нравственные границы сбора информации о конкуренте 15. Экологическая этика современной корпорации в XXI веке |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кучуради И. | ЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Воронина Л.И., Иванцов Г.Б. - под науч. ред. | СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И НАЕМНОГО ПЕРСОНАЛА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ | |||
Э2 | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ | |||
Э3 | Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ | |||
Э4 | Курс в Moodle "Этика бизнеса" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |