МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 62
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 62 62 62 62

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Этика бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать знания по основным этическим ценностям ведения современного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6.1 Оценивает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные) для успешного выполнения порученного задания;
УК-6.2 Определяет образовательные потребности и способы совершенствования собственной (в т.ч. профессиональной) деятельности на основе самооценки;
УК-6.3 Выбирает и реализует с использованием инструментов непрерывного образования возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков;
УК-6.4 Выстраивает гибкую профессиональную траекторию, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности, динамично изменяющихся требований рынка труда и стратегии личного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— основные методы критического анализа;
— методологию системного подхода;
— содержание основных направлений философской мысли от древности до современности;
— периодизацию всемирной и отечественной истории, ключевые события истории России и мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.— выявлять проблемные ситуации, используя методы
анализа, синтеза и абстрактного мышления;
— осуществлять поиск решений проблемных ситуаций
на основе действий, эксперимента и опыта;
—производить анализ явлений
и обрабатывать полученные результаты;
— определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке предлагать способы их решения;
— формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— технологиями выхода из проблемных ситуаций, навыками выработки стратегии действий;
— навыками критического анализа;
— основными принципами философского мышления, навыками философского анализа социальных, природных и гуманитарных явлений;
— навыками анализа исторических источников, правилами ведения дискуссии и полемики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа и сущность этики
1.1. Природа и сущность этики Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Природа и сущность этики Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Формирование нравственного поведения
2.1. Этика бизнеса Лекции 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Этика бизнеса Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Формирование нравственного поведения Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Профессиональная этика
3.1. Профессиональная этика Лекции 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Профессиональная этика Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Профессиональная этика Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Этика бизнеса: предмет и специфика
4.1. Этика бизнеса: предмет и его специфика Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Этика бизнеса: предмет и его специфика Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Этика бизнеса: предмет и специфика Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основные концепции в этике бизнеса
5.1. Основные концепции в этике бизнеса Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Духовные основания бизнеса Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Основные концепции в этике бизнеса Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Корпоративная культура и корпоративная этика
6.1. Корпоративная культура и ее роль в жизни организации Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Корпоративная культура и корпоративная этика Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Проблемы микро и макроэтики
7.1. Проблемы микро и макроэтики Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Корпоративная социальная ответственность
8.1. Социальная ответственность бизнеса Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
8.2. Корпоративная социальная ответственность Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Современная российская деловая этика
9.1. Современная российская деловая этика Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
9.2. Бизнес-слой российского общества Практические 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
9.3. Современная российская деловая этика Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Перечень заданий /вопросов
1. Природа и сущность этики
2. Мораль и этика. Мораль и право. Мораль и культура.
3. Изучение морали: различные подходы.
4. Структура морали. Функции морали
5. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение.
6. Уровень нравственного развития. Организационные и экономические факторы, влияющие на этичное поведение.
7. Профессиональная и универсальная этика.. Принципы профессиональной этики. Социальные функции профессиональной этики
8. Этика бизнеса: предмет и специфика. Структура этики бизнеса
9. История становления этики бизнеса.
10. Нравственные проблемы экономики потребления
11. Основные концепции в этике бизнеса
12. Религия и бизнес.
13. Теория утилитаризма. Развитие идей утилитаризма.
14. Деонтическая этика.
15. Этические проблемы деловой жизни. Становление этики бизнеса как научной дисциплины.
16. Этика справедливости
17. Сущность и походы к классификации организационных культур. Функции организационной культуры.
18. Нравственно-этические проблемы организационных культур современных корпораций.
19. Корпоративная культура и корпоративная этика
20. Типология корпоративных культур.
21. Культура торговли. Культура выгодных сделок (спекулятивная культура).
22. Административная культура.
23. Инвестиционная культура.
24. Организация и моральные стандарты.
25. Проблемы микро и макроэтики
26. Роль менеджеров в организации.
27. Корпоративная этика и принятие решений
28. Взаимоотношения между корпорациями.
29. Моральный аспект в сборе информации о конкуренте.
30. Отношения между корпорациями и государством.
31. Корпоративная социальная ответственность
32. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса.
33. Современная российская деловая этика
34. Отношение предпринимателей к правовым нормам
35. Отношения предпринимателей с деловыми партнерами.
36. Характер отношений предпринимателей с властными структурами
37. Экологическая этика современной корпорации
38. Сущность и функции этического кодекса компании
39. Этические основания межкорпоративных взаимоотношений и этика конкурентной борьбы.
40. Этика внутренней среды корпорации: субъекты, принципы, нормы.
41. Особенности управленческих стратегий: информационная этика, гендерная этика, этика карьеры и др.
42. Политические ориентации бизнес-сообщества
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Взаимосвязь нравственных ценностей и поведения человека
2. Организационные и экономические факторы, влияющие на этическое поведение
3. Актуализация деловой этики в России
4. Принципы всемирной этики и их реализация в бизнесе
5. Этика справедливости
6. Корпоративная этика и её роль в успехи организации
7. Этика предпринимательства – как её понимал М.Вебер
8. Формирование концепции социально ответственного бизнеса
9. Актуальные проблемы микро и макроэтики в современной России
10. Основные концепции социальной ответственности бизнеса
11. Культура торговли как часть этики бизнеса
12. Власть и бизнес: грани взаимодействия на основе этических взаимоотношений.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
Темы рефератов:
1. Биоэтика
2. Медицинская этика
3. Проблема трансплантации органов и этика врача
4. Этические принципы INTERNET
5. Культура торговли - часть корпоративной культуры
6. Организация и моральные стандарты.
7. Основные способы повышения этического уровня организации
8. Выгодные связи как дополнение дружеских отношений или замена?
9. Православная культура и её влияние на этику бизнеса в России
10. Первые этические кодексы в бизнесе
11. Нравственные качества предпринимателя и их влияние на его деловую репутацию.
12. Социальная ответственность бизнеса: миф или реальность
13. Роль инвестиционной культуры в развитии инвестиционного климата
14. Нравственные границы сбора информации о конкуренте
15. Экологическая этика современной корпорации в XXI веке
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кучуради И. ЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронина Л.И., Иванцов Г.Б. - под науч. ред. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И НАЕМНОГО ПЕРСОНАЛА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Этика бизнеса" portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Э3 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Э4 Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины