МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в сфере социального предпринимательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в сфере социального предпринимательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у обучающих компетенций, необходимых для успешной реализации проектов в области социального предпринимательства;
формирование целостного представления о социальном предпринимательстве, его истоках и направлениях развития;
формирование знаний в области организации и осуществления социально предпринимательской деятельности;
формирование умений и навыков, позволяющих определять цели и задачи, а также направления деятельности социального предпринимательства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1 Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления;
ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования;
ОПК-1.2 Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных;
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
УК-2.3 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных;
ОПК-1.4 Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
УК-2.4 Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план регистрации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта;
УК-2.5 Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта.
ОПК-1.5 Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы социального предпринимательства и его нормативно-правового регулирования с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике основные способы организации функционирования и развития предпринимательской деятельности в социальной сфере с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выработки командных стратегий и управленческих решений для достижения поставленных целей в предпринимательской деятельности в социальной сфере с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и миссия социального предпринимательства
1.1. Сущность и миссия социального предпринимательства Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и миссия социального предпринимательства Практические 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства
2.1. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Практические 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Принципы и факторы социального предпринимательства
3.1. Принципы и факторы социального предпринимательства Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Принципы и факторы социального предпринимательства Практические 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях
4.1. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства
5.1. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Практические 2 6 Л1.1, Л2.1
5.2. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.1
5.3. Итоговый контроль по дисциплине Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Теоретические основы социального предпринимательства
2. Особенности формирования социального предпринимательства в России
3. Функционирование социального предпринимательства за рубежом
4. Сферы социального предпринимательства.
5. Виды социального предпринимательства
6. Формы социального предпринимательства.
7. Актуальны направления социального предпринимательства
8. Предпосылки и факторы развития социального предпринимательства
9. Принципы социального предпринимательства
10. Функции социального предпринимательства
11. Помощь и поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
12. Экологический бизнес.
13. Организация занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями.
14. Организация детского развития и досуга.
15. Организация здорового и полезного досуга.
16. Некоммерческие организации с коммерческими компонентами.
17. Социальные предприятия.
18. Социально-ответственный бизнес.
19. Корпоративная социальная ответственность.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму:
• Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания)
• Краткое описание проблемы, которой посвящена статья
• Актуальность заявленной тематики
• Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор?
• Критичный анализ основных выводов автора:
• В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы
• В чем Вы не согласны с авторами и почему?
• Каковы перспективы исследования этой тематики?
Практическое задание № 2. Постройте бизнес-план по следующему алгоритму:
• Название проекта
• Цель проекта
• Задачи проекта
• Анализ сильных и слабых сторон проекта (SWOT-анализ)
• Экономическая целесообразность проекта
• Социальная значимость проекта
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сущность социального предпринимательства.
2. Формы социального предпринимательства.
3. 3. Виды социального предпринимательства.
4. Инновации и предпринимательство.
5. Эволюция социального предпринимательства в России.
6. Социальное предпринимательство как фактор увеличения занятости.
7. Порядок создания и регистрации инновационного социального предприятия.
8. Конкуренция в сфере социального предпринимательства.
9. Создание собственного дела.
10. Планирование предпринимательской деятельности в социальной сфере.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов И.К. Предпринимательство: учебник для магистров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" www.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Издательства Лань e.lanbook.com
Э3 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Фонд "Наше будущее" www.nb-fund.ru
Э5 Портал "Новый бизнес: социальное предпринимательство" www.nb-forum.ru
Э6 ЦИСС НО "Алтайский фонд МСП" www.ciss22.ru
Э7 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.