Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СУ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 68 | 68 | 68 | 68 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.
1.1. | развитие у обучающих компетенций, необходимых для успешной реализации проектов в области социального предпринимательства; формирование целостного представления о социальном предпринимательстве, его истоках и направлениях развития; формирование знаний в области организации и осуществления социально предпринимательской деятельности; формирование умений и навыков, позволяющих определять цели и задачи, а также направления деятельности социального предпринимательства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
УК-2.1 | Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления; |
ОПК-1.1 | Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования; |
ОПК-1.2 | Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных; |
УК-2.2 | Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения; |
УК-2.3 | Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения; |
ОПК-1.3 | Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных; |
ОПК-1.4 | Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений; |
УК-2.4 | Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план регистрации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта; |
УК-2.5 | Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта. |
ОПК-1.5 | Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретико-методологические основы социального предпринимательства и его нормативно-правового регулирования с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике основные способы организации функционирования и развития предпринимательской деятельности в социальной сфере с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выработки командных стратегий и управленческих решений для достижения поставленных целей в предпринимательской деятельности в социальной сфере с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность и миссия социального предпринимательства | ||||||
1.1. | Сущность и миссия социального предпринимательства | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Сущность и миссия социального предпринимательства | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства | ||||||
2.1. | Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Принципы и факторы социального предпринимательства | ||||||
3.1. | Принципы и факторы социального предпринимательства | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Принципы и факторы социального предпринимательства | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях | ||||||
4.1. | Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства | ||||||
5.1. | Инфраструктура поддержки социального предпринимательства | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Инфраструктура поддержки социального предпринимательства | Сам. работа | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Итоговый контроль по дисциплине | Экзамен | 2 | 27 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Теоретические основы социального предпринимательства 2. Особенности формирования социального предпринимательства в России 3. Функционирование социального предпринимательства за рубежом 4. Сферы социального предпринимательства. 5. Виды социального предпринимательства 6. Формы социального предпринимательства. 7. Актуальны направления социального предпринимательства 8. Предпосылки и факторы развития социального предпринимательства 9. Принципы социального предпринимательства 10. Функции социального предпринимательства 11. Помощь и поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12. Экологический бизнес. 13. Организация занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями. 14. Организация детского развития и досуга. 15. Организация здорового и полезного досуга. 16. Некоммерческие организации с коммерческими компонентами. 17. Социальные предприятия. 18. Социально-ответственный бизнес. 19. Корпоративная социальная ответственность. Практические задания Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму: • Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания) • Краткое описание проблемы, которой посвящена статья • Актуальность заявленной тематики • Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор? • Критичный анализ основных выводов автора: • В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы • В чем Вы не согласны с авторами и почему? • Каковы перспективы исследования этой тематики? Практическое задание № 2. Постройте бизнес-план по следующему алгоритму: • Название проекта • Цель проекта • Задачи проекта • Анализ сильных и слабых сторон проекта (SWOT-анализ) • Экономическая целесообразность проекта • Социальная значимость проекта |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Сущность социального предпринимательства. 2. Формы социального предпринимательства. 3. 3. Виды социального предпринимательства. 4. Инновации и предпринимательство. 5. Эволюция социального предпринимательства в России. 6. Социальное предпринимательство как фактор увеличения занятости. 7. Порядок создания и регистрации инновационного социального предприятия. 8. Конкуренция в сфере социального предпринимательства. 9. Создание собственного дела. 10. Планирование предпринимательской деятельности в социальной сфере. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. | ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ларионов И.К. | Предпринимательство: учебник для магистров: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" | www.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система Издательства Лань | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС «Университетская библиотека онлайн» | biblioclub.ru | ||
Э4 | Фонд "Наше будущее" | www.nb-fund.ru | ||
Э5 | Портал "Новый бизнес: социальное предпринимательство" | www.nb-forum.ru | ||
Э6 | ЦИСС НО "Алтайский фонд МСП" | www.ciss22.ru | ||
Э7 | Курс в moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом занятия; самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет/экзамен Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |