МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы физической антропологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., С.С. Тур

Рецензент(ы):
д.и.н., Н.А. Дубова

Рабочая программа дисциплины
Основы физической антропологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление слушателей с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением основными положениями, законами и методами естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира
ОПК-7 способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ключевые понятия, основные проблемы и методы физической антропологии, ее роль в развитии исторических знаний
современные представления о происхождении человека, основных закономерностях индивидуальной и групповой изменчивости
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно и самостоятельно использовать терминологию и методологию физической антропологии
критически оценивать различные теории, гипотезы и т.п., выдвинутые для объяснения явления биологической изменчивости человека и его эволюционных предшественников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками рассуждения и анализа, основываясь на сравнении имеющихся в наличии различных научных фактов и версий
навыками поиска и отбора научной литературы по проблемам физической антропологии, четкого изложения результатов ее анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в антропологию
1.1. введение в антропологию Лекции 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Место антропологии в системе научных знаний. Традиционное деление антропологии: антропогенез, расоведение, морфология. Практические 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия и методы современной антропологии. Основные этапы развития отечественной антропологии. Основные понятия и методы современной антропологии. Основные этапы развития отечественной антропологии. Основные понятия и методы современной антропологии. Основные этапы развития отечественной антропологии. Сам. работа 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Эволюционная антропология
2.1. Место человека в системе животного мира. Человек как примат: данные сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, иммунологии, молекулярной биологии, этологии. Лекции 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные этапы антропогенеза: австралопитеки, питекантропы, палеоантропы. Основные факторы антропогенеза. Практические 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Неандертальцы: проблема «неандертальской фазы» в эволюции человека.. Время и место происхождения анатомически современного человека: гипотезы моно-, ди- и полицентризма, сетевидной эволюции. Сам. работа 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Возрастная антропология
3.1. Основные закономерности онтогенеза человека. Методы исследования постнатального роста человека. Периодизация роста и развития человека. Лекции 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные критерии биологического возраста: зубная, скелетная и половая зрелость. Рост и развитие: роль наследственных и средовых факторов. Практические 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Старение и продолжительность жизни. Эпохальные тенденции изменения темпов развития: основные гипотезы. Сам. работа 5 14 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Конституциональная антропология
4.1. Понятие о конституции человека. Морфологическая конституция. Конституциональные схемы. Лекции 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Компоненты тела. Основные координаты телосложения. Практические 5 6 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Функциональные и психологические аспекты конституции. Генетические основы конституции. Конституция и медицина. Сам. работа 5 14 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Географическая и популяционная политипия Homo sapiens.
5.1. Расовые признаки. Типологическая и популяционная концепция расы. Лекции 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Основные факторы расообразования: адаптация, метисация, изоляция, генетико-автоматические процессы. Практические 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
5.3. Расовые классификации. Количественные методы классификаций Сам. работа 5 14 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экологическая антропология
6.1. Механизмы адаптации. Акклиматизация и физиологический стресс. Тенденции экологической изменчивости. Лекции 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
6.2. Основные адаптивные типы: арктический, континентальный, тропический, аридный, высокогорный, умеренной зоны. Практические 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
6.3. Формирование адаптивных типов человека и их аналогии в животном мире. Сам. работа 5 14 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Палеоантропология и методики биоархеологических реконструкций
7.1. Определение пола и возраста по скелету человека. Лекции 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
7.2. Палеодемография. Палеопатология Практические 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
7.3. Палеодиета. Биомеханика Сам. работа 5 13 ОПК-5, ОПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Традиционное деление антропологии и новые направления исследований.
Методы современной антропологии.
Человек как примат: данные сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, иммунологии, молекулярной биологии, этологии.
Основные этапы антропогенеза: австралопитеки, питекантропы, палеоантропы
Основные закономерности эволюции предков человека. Становление двуногости. Энцефализация.
Неандертальцы: проблема «неандертальской фазы» в эволюции человека
Время и место происхождения анатомически современного человека – основные гипотезы.
Основные критерии биологического возраста: зубная, скелетная и половая зрелость.
Кривая роста человека.
Рост и развитие: роль наследственных и средовых факторов. Эпохальные изменения темпов развития и их последствия.
Конституция человека: компоненты тела и основные координаты телосложения.
Конституция человека: типы телосложения.
Популяция, изменчивость, полиморфизм.
Антропологические признаки с непрерывной и дискретной изменчивостью.
Типологическая и популяционная концепция расы.
Основные факторы расообразования: адаптация, метисация, изоляция, генетико-автоматические процессы.
Основные адаптивные типы человека и их аналоги в животном мире.
Основные механизмы формирования адаптивных типов человека.
Определение пола и возраста по скелету человека.
Палеодемография: основные методы и тенденции.
Палеопатология: маркеры физиологического стресса, аномалии развития, инфеционные заболевания в древних популяциях.
Основные методы изучения диеты древних популяций.
Основные методы изучения физической активности в древних популяциях.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Классические и "новые" направления исследований в антропологии.
Происхождение человека - недостающие звенья.
Архантропы - антропология и культура.
Социальные и биологические корни расизма.
Рост и развитие: роль наследственных и средовых факторов
Половой диморфизм в процессе роста и развития человека
Конституциональные схемы (Кречмер, В.В.Бунак, И.Б.Галант, У.Шелдон, В.П.Чтецов, В.Е.Дерябин)
Эпохальные тенденции изменения темпов развития.
Старение, продолжительность жизни и феномен долгожительства.
Питание человека и изменчивость антропологических признаков.
Химические элементы в среде и в составе тела человека
Роль антропологии в изучении древних миграций.
Биоархеологические реконструкции: методический арсенал и перспективы развития.
«История болезни» Homo sapiens.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ТЕСТИРОВАНИЕ

Выберите правильный вариант ответа:

1. Что в дословном переводе означает термин «антропология» (от греч. anthropos и logos)?
a) наука о происхождении человека
b) наука о философском содержании слова «Человек»
c) наука о человеке
d) наука о многообразии человека во времени и пространстве

2. Кто впервые использовал слово «антропология», обозначив им раздел знания, изучающий духовную сторону природы человека?
a) Платон
b) Аристотель
c) М. Хундт
d) Аристофан

3. Являются ли синонимами понятия «физическая антропология» и «биологическая антропология»?
a) да, это одна и та же наука
b) в принципе да, но это две немного отличающиеся области одной науки
c) нет, это разные науки

4. Согласно какой системе взглядов, история жизни на Земле рассматривается как всеобщее постепенное, последовательное и закономерное развитие, идущее по принципу «от простого к сложному»?
a) Религиозная доктрина
b) Эволюционизм
c) Креационизм
d) Мутационизм

5. В чем принципиальное отличие системы доказательства истины в научном и религиозном восприятии действительности?
a) Религия не использует никаких доказательств, наука основывается на точных расчетах и законах
b) Религиозное доказательство связано с ссылкой на авторитет Священных Писаний и на вере (т.н. иррациональный подход), наука в большей степени опирается на систему логических доказательств (т.н. рациональный подход)
c) У религии только одна истина, ее не надо доказывать, в науке может быть много частных истин, для их подтверждения используются факты
d) В системе религиозного и научного доказательства нет никакого отличия

6. Вы согласны с тем, что антропология создана для борьбы с религией?
a) нет, так как наука (научное знание) и религия (вера) - это два принципиально разных способа осмысления мира
b) да, конечно, так как антропологические факты плохо согласуются с религиозной доктриной

7. Что является предметом изучения физической антропологии?
a) биологическое прошлое человека и его предков
b) биологическое многообразие человека во времени и пространстве
c) физические и физико-химические процессы организма человека и его предков
d) череп и кости человека

8. В рамках каких двух наиболее общих разделов можно проводить исследование биологического разнообразия человека?
a) историческая и географическая антропология
b) медицинская и конституциональная антропология
c) физиологическая и экологическая антропология
d) философская и культурологическая антропология

9. Первое в России и одно из первых в мире научных и методически строгих краниологических исследований было выполнено в 1844 г. Его автором был один из основоположников отечественной антропологии и эмбриологии:
a) К. Бэр
b) А. Радищев
c) Н. Миклухо-Маклай
d) А. Богданов

10) 60-е и 70-е годы 19 столетия в развитии русской антропологии справедливо называют:
a) «периодом застоя», потому, что при А. Богданове никто из антропологов ничего не исследовал
b) «золотым веком», потому что все крупнейшие антропологические исследования были сделаны в этот десятилетний период
c) «богдановским периодом», потому что в этот момент возникла школа А. Богданова с работами которой связана непрерывная линия дальнейшего развития российской антропологии

11) Какие три области знания по Д. Анучину неразрывно связаны между собой и позволяют наиболее комплексно исследовать многообразие человека
a) философия, психология, социология
b) антропология, археология, этнография
c) антропология, лингвистика, история
d) генетика, биохимия, биофизика

12) Под каким термином в биологии понимается учение о вариации строения объекта, его формы и структуры?
a) изменчивость
b) морфология
c) ауксология

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ванесян, А.С. Антропология: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Козлов А.И. АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Антропология www.humanities
Э2 Основы физической антропологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
112Д кабинет антропологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 5 посадочных мест; стеллажи с учебно-наглядными пособиями и оборудованием; микроскоп МБС-12; негатоскоп; антрометрические инструменты; палеоантропологические материалы; библиотека специальной учебной и научной литературы; электронная библиотека англоязычных статей соответствующей тематики из журналов
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Образовательные технологии представлены лекциями, семинарами, самостоятельной работой студентов, включающей подготовку докладов или рефератов.
С целью формирования и развития профессиональных навыков в учебном процессе предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий.

В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Алексеева Т.И., Ефимова С.Г. Музей антропологии МГУ в начале второго столетия своей деятельности // Альманах - 1998. Музеи Российской Академии Наук. М., 1998. С. 289-318.
Гладкова Т.Д. Деятельность антропологов ОЛЕАЭ и МОИП за 60 лет // Вопросы антропологии. Вып. 59. 1978.С. 169-175.
Левин М.Г. Антропологические работы К.М. Бэра // Советская этнография, №1. М., 1954.