МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины — заключается в обучении студентов основам и принципам теоретического и практического освоения компьютерных и информационных технологий сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования ресурсов глобальной компьютерной сети в научной и творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
ПК-1 Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.глобальные тенденции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа
3.2.Уметь:
3.2.1.адаптировать возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста; контролировать достоверность и полноту полученной информации, истематизировать факты и мнения; собирать и анализировать информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа; навыками анализа релевантной информации из доступных документальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и компьютерные технологии в современном мире
1.1. Информационное общество и тенденции развития компьютерной техники и программного обеспечения. Информационная индустрия и СМИ. Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Компьютерное обеспечение творческого процесса журналиста и вопросы информационной безопасности
2.1. Информационное общество Лекции 3 1 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Журналист и современная компьютерная техника Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. RSS-подписки Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Поставщики информации и агрегаторы новостей Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Работа с основными источниками и поставщиками информационного контента Сам. работа 3 3 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Системы поиска экспертов Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Технологии поиска научной информации
3.1. Популярные поисковые системы – Google и Yandex Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Ознакомление с онлайновым ресурсом Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Метапоисковые системы Сам. работа 3 3 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Computer-Assisted Reporting (CAR). Компьютерные технологии поиска, сбора, анализа и обработки информации
4.1. Технологический инструментарий журналиста Лекции 3 1 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Информационная безопасность Практические 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Поиск по блогосфере Сам. работа 3 15 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике
5.1. Компьютерные технологии в научных исследованиях - анализ текстов, контент-анализ, мониторинг и обработка текстовых материалов СМИ и контроль информационных потоков в сетевых СМИ и социальных сетях. Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Отбор информации и работу с информацией по методике CARS Сам. работа 3 15 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Ознакомление с научными поисковыми системами и поисковыми механизмами Практические 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.4. Ознакомление с информационными ресурсами сети Интернет Практические 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.5. Анализ и мониторинг СМИ Практические 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.6. Программные средства Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.7. Круглый стол по заявленным темам научных исследований Практические 3 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Шаньгин В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства: учебное пособие "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Свежие котировки новостей mediametrics.ru
Э4 Электронный курс "Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. в приложении