МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биологические и социальные основы поведения человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тур С.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Биологические и социальные основы поведения человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса − познакомить студентов с соотношением биологических и социальных основ человеческого поведения.
Основные задачи курса:
1. Показать, каким образом в ходе антропогенеза биологические закономерности модифицировались или сменились принципиально новыми закономерностями, лежащими в основе культуры.
2. Продемонстрировать специфику различных форм биологического и социального поведения человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением основными положениями, законами и методами естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира
ОПК-6 готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, законы и методы естественных наук
законы естественных дисциплин в профессиональной деятельности
основные языки народов Российской Федерации, иностранные языки
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира
использовать основные законы естественных дисциплин в профессиональной деятельности
работать с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными положениями, законами и методами естественных наук
навыками решения проблем возникших в ходе профессиональной деятельности
специальными знаниями полученными в рамках профессиональной подготовки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Проблема биологической и средовой обусловленности психики и поведения человека Лекции 4 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Проблема биологической и средовой обусловленности психики и поведения человека Сам. работа 4 24 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Проблема биологической и средовой обусловленности психики и поведения человека Практические 4 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2
2.1. Поведение и деятельность: история исследований Лекции 4 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Поведение и деятельность: история исследований Сам. работа 4 24 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Поведение и деятельность: история исследований Практические 4 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3
3.1. Феноменология различных форм человеческого поведения Лекции 4 8 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Феноменология различных форм человеческого поведения Сам. работа 4 24 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Феноменология различных форм человеческого поведения Практические 4 12 ОПК-5, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проблема биологической средовой обусловленности психики и поведения человека.
2. Определение поведения. Поведение как физическая картина живого существа. Поведение как реальность, подлежащая объяснению. Теории поведения.
3. Понятие инстинкта. Причины обращения к данному понятию при объяснении поведения.
4. Понятие рефлекса. Философские основания рефлекторной теории. Три идеи теории рефлекса: причинность поведения, механизм поведения, элемент поведения.
5. Исследования Э. Пфлюгера и И.М. Сеченова. Понимание рефлекса И.М. Сеченовым. Пластичность рефлекса, как следствие решения поведенческой задачи.
6. Теория тропизмов Ж. Леба. Организм как физико-химическая машина.
7. Обучение у животных. Работы Э. Торндайка.
8. Психология как наука о поведении. Возникновение и история развития бихевиоризма. Схема S – R.
9. Необихевиоризм. Понятие о промежуточных переменных.
10. Работы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова по условным рефлексам. Достоинства и недостатки подхода И.П. Павлова.
11. Исследование интеллекта животных. Работы В. Кёлера.
12. Подходы П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна к пониманию поведения.
13. Различные теоретические подходы к пониманию человеческой деятельности (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
14. Два типа анализа деятельности: технологический и смысловой.
15. Строение деятельности в технологическом и смысловом анализе.
16. Характеристики деятельности: предметность, неаддитивность, взаимопереходы составляющих деятельности.
17. Деятельность и отражение. Кольцевые отношения деятельности и психики.
18. Роль деятельности в определении содержания образов и их формировании.
19. Развитие деятельности и психики в эволюции.
20. Социально-психологическая детерминация поведения субъекта.
21. Психология конформного поведения.
22. Психология девиантного поведения.
23. Психология просоциального поведения.
24. Психология асоциального поведения.
25. Психология криминального поведения.
26. Психологические механизмы подросткового экстремизма.
27. Социально-психологические механизмы эмоциональной привязанности.
28. Психология зависимого поведения.
29. Психология терроризма.
30. Вербальное поведение.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сосновский Б. А., Асадуллина Ф. Г. ; Под ред. Сосновского Б.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Персональный сайт Д.В. Каширского aael.jimdo.com
Э2 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным и социальным наукам www.gumer.info
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www.ras.iea.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.