МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология науки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 79
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 79 79 79 79
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История и методология науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ввести магистрантов в общее проблемное поле истории и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности
- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании;
- основные проблемы философии и методологии научного познания;
- понятийный аппарат философии и методологии науки;
- общенаучные методологические подходы;
- этапы становления и развития научного знания;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные концепции социального пространства и времени;
- основные варианты понимания и определения «культурного ландшафта;
- подходы к изучению культурного ландшафта;
- основные принципы, исходные установки и методы, применяемые в процессе исследования социального пространства и времени;
- основные принципы, исходные установки и методы, применяемые в процессе исследования культурного ландшафта.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявлять применение основных концепций социального пространства и времени в конкретных научных исследованиях;
- выявлять применение основных подходов к изучению культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- устанавливать основной вариант понимания и определения культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- выбирать и применять оптимальную для конкретного научного исследования концепцию социального пространства и времени;
- выбирать и применять оптимальный для конкретного научного исследования вариант понимания и определения культурного ландшафта;
- выбирать и применять оптимальный для конкретного научного исследования подход к изучению культурного ландшафта;
- выбирать и применять оптимальные принципы, исходные установки и методы в процессе для конкретного научного исследования социального пространства и времени.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками анализа научных и философских концепций;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками научной аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- навыками ведения диалога;
- навыками научной и философской аргументации.
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками выявления применения основных концепций социального пространства и времени в конкретных научных исследованиях;
- навыками выявления применения основных подходов к изучению культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- навыками выявления основного варианта понимания и определения культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- навыками применения оптимальной для конкретного научного исследования концепции социального пространства и времени;
- навыками применения оптимального для конкретного научного исследования варианта понимания и определения культурного ландшафта;
- навыками применения оптимального для конкретного научного исследования подхода к изучению культурного ландшафта;
- навыками применения оптимальных принципов, исходных установок и методов в процессе для конкретного научного исследования социального пространства и времени.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.
1.1. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.3
1.2. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Сам. работа 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.3
1.3. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий Лекции 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.3
1.4. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий Сам. работа 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.3
1.5. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Сам. работа 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.3
1.6. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование технических наук Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Наука: понятие, специфика, рефлексия
2.1. Понятие истории и философии науки. Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки. Наука, антинаука, лженаука. Практические 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.2. Понятие истории и философии науки. Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки. Наука, антинаука, лженаука. Сам. работа 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания.
3.1. Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Проблема развития науки в философии
4.1. Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. Практические 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. Сам. работа 2 3 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Актуальные проблемы философии науки
5.1. Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. Практические 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.2. Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Проблема методов и методологии в науке и в философии.
6.1. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. Практические 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.2. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности
7.1. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Практические 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
7.2. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Сам. работа 2 5 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук
8.1. Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Практические 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Сам. работа 2 5 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания
9.1. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Методологические основания и направления исторического исследования школы "Анналов"
10.1. Основные направления исторического исследования школы «Анналов». Основные методологические подходы, принципы, исходные установки и методы применяемые в процессе исторического исследования. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Философские основания исследования культурного ландшафта
11.1. Проблема определения «культурного ландшафта». Соотношение понятий: ландшафт, культурный ландшафт, этнокультурный ландшафт. Основные подходы к определению и исследованию культурного ландшафта, их методологические установки и принципы, а также предлагаемые методы исследования Сам. работа 2 8 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания.
12.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Лекции 2 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
12.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). /Ср/ Сам. работа 2 18 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
12.3. Экзамен Экзамен 2 9 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/441285
Л1.2 Лебедев С.А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434162
Л1.3 Гухман В. Б. Краткая история науки, техники и информатики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=474295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/396729
Л2.2 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.3 Канке, В. А. История, философия и методология техники и информатики : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/447245
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э2 Университетская библиотека ONLINE http://www.biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э5 Электронная библиотека но философии http://rilosof.historic.ru
Э6 Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Э7 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э8 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
Э9 Информационно-правовая система Гарант http://www.garant.ru
Э10 Информационно-правовая система КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
Э11 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э12 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» http://www.lib.asu.ru
Э13 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э14 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э15 Сайт «Философы древности». http://www.philosoma.ru/
Э16 Библиотека по философии. http://lib.ru/FILOSOF/
Э17 Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/
Э18 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.