МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история Россия, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История (история Россия, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История (история России, всеобщая история)" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю формирования государственных институтов России, историческую фактологию отечественной и всеобщей истории
3.2.Уметь:
3.2.1.Устанавливать параллели между государственными и социальными институтами прошлого и современности, а также России и мировых держав.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления альтернатив исторического развития в соответствии с реально существовавшими историческими предпосылками, установления причинно-следственных связей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Особенности становления государственностив России и мире
1.1. Мировые цивилизации в древности. История восточнославянской общности в догосударственный период.Формирование древнерусского государства. Дискуссии о понятии "средневековье" и "феодализм" их соотношении в российской и всемирной истории. Специфика средневековой цивилизации. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Мировые цивилизации в древности. История восточнославянской общности в догосударственный период. Сам. работа 1 9 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
2.1. Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Внешняя агрессия на Русь XIII в. Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Внешняя агрессия на Русь XIII в. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
3.1. Сравнительный анализ объединительного процесса в западной и отечественной истории. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Смутное время в Российском государстве. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Смутное время в Российском государстве. Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Правление первых Романовых. Церковный раскол как вариант "русской Реформации" Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
4.1. Российская империя в XVIII в. Участие страны в мировой политике. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Дворцовые перевороты в истории России(1725 - 1762 гг.). Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
5.1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Либеральные реформы 1860–1870-х гг. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в ХХ – XXI вв.
6.1. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Политические партии в России начала XX в. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Политические партии в России начала XX в. Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Внешняя политика России в начале XX в. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.7. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Сам. работа 1 12 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.8. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Сам. работа 1 10 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.9. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.10. СССР в 1985–1991 гг. Сам. работа 1 10 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.11. СССР в 1985–1991 гг. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.12. Внешняя политика России в начале XX в. Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.13. Экзамен 1 27 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
2. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
3. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
4. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
5. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
6. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
7. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
8. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
9. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор).
10. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
11. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
12. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
13. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
14. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
15. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
16. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
17. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
18. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э3 История России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История (история России, всеобщая история)» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часов лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.