Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музей в современном мире |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_МООКПН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 109 | 109 | 109 | 109 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История (история России, всеобщая история)" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Историю формирования государственных институтов России, историческую фактологию отечественной и всеобщей истории |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Устанавливать параллели между государственными и социальными институтами прошлого и современности, а также России и мировых держав. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками выявления альтернатив исторического развития в соответствии с реально существовавшими историческими предпосылками, установления причинно-следственных связей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1.Особенности становления государственностив России и мире | ||||||
1.1. | Мировые цивилизации в древности. История восточнославянской общности в догосударственный период.Формирование древнерусского государства. Дискуссии о понятии "средневековье" и "феодализм" их соотношении в российской и всемирной истории. Специфика средневековой цивилизации. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Мировые цивилизации в древности. История восточнославянской общности в догосударственный период. | Сам. работа | 1 | 9 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Формирование духовного единства древнерусского общества. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Формирование духовного единства древнерусского общества. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в. | ||||||
2.1. | Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Внешняя агрессия на Русь XIII в. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Внешняя агрессия на Русь XIII в. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв. | ||||||
3.1. | Сравнительный анализ объединительного процесса в западной и отечественной истории. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Смутное время в Российском государстве. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Смутное время в Российском государстве. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Правление первых Романовых. Церковный раскол как вариант "русской Реформации" | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации. | ||||||
4.1. | Российская империя в XVIII в. Участие страны в мировой политике. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Дворцовые перевороты в истории России(1725 - 1762 гг.). | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации | ||||||
5.1. | Внутренняя политика России в первой половине XIX в. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Либеральные реформы 1860–1870-х гг. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в ХХ – XXI вв. | ||||||
6.1. | Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Политические партии в России начала XX в. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Политические партии в России начала XX в. | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Внешняя политика России в начале XX в. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.5. | Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.6. | Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.7. | СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.8. | Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. | Сам. работа | 1 | 10 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.9. | Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.10. | СССР в 1985–1991 гг. | Сам. работа | 1 | 10 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.11. | СССР в 1985–1991 гг. | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.12. | Внешняя политика России в начале XX в. | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.13. | Экзамен | 1 | 27 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. «У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки … Мы европейские слова И азиатские поступки». (Н. Щербина). 2. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин). 3. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин). 4. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман). 5. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский). 6. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов). 7. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский). 8. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский). 9. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор). 10. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин). 11. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин). 12. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад). 13. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский). 14. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров). 15. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман). 16. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский). 17. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов). 18. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева | История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445 |
Л1.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зиновьева, В.И. | Отечественная история : учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» | biblioclub.ru | ||
Э3 | История России | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «История (история России, всеобщая история)» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часов лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать: • умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; • логичность построения хода и результатов выполнения работы; • умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию; • представление полного ответа на предложенные вопросы; • умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса. |