МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские проблемы химии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг и физикохимия материалов. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские проблемы химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение концептуальных представлений, а также общих и особенных элементов современной естественнонаучной картины мира и ознакомление студентов с мировоззренческими и методологическими принципами, характеризующими специфику естественнонаучного подхода к исследованию структуры реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современная философская база естествознания
1.1. О современной философской базе естествознания. Место и роль философского анализа в конкретных науках. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Проблемы методологии и специфики философского познания и задачи развития современной науки. Важнейшие философские идеи истории становления и в основаниях современного естествознания. Философия как организатор взаимодействия социально-гуманитарных наук с остальными науками Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.2. О современной философской базе естествознания. Место и роль философского анализа в конкретных науках. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Проблемы методологии и специфики философского познания и задачи развития современной науки. Важнейшие философские идеи истории становления и в основаниях современного естествознания. Философия как организатор взаимодействия социально-гуманитарных наук с остальными науками Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.3. О современной философской базе естествознания. Место и роль философского анализа в конкретных науках. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Проблемы методологии и специфики философского познания и задачи развития современной науки. Важнейшие философские идеи истории становления и в основаниях современного естествознания. Философия как организатор взаимодействия социально-гуманитарных наук с остальными науками Сам. работа 2 9 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.4. Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией». Концептуальные построения химии, соединяющие эти науки. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией». Концептуальные построения химии, соединяющие эти науки. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.6. Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией». Концептуальные построения химии, соединяющие эти науки. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью Сам. работа 2 9 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.7. Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии. Учение об элементах Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.8. Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии. Учение об элементах Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.9. Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии. Учение об элементах Сам. работа 2 9 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.10. Исторически первый тип концептуальных систем – учение об элементах, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ. Античный этап учения об элементах. Роберт Бойль и научное понятие элемента. Ранние формы учения об элементах – теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.11. Исторически первый тип концептуальных систем – учение об элементах, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ. Античный этап учения об элементах. Роберт Бойль и научное понятие элемента. Ранние формы учения об элементах – теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.12. Исторически первый тип концептуальных систем – учение об элементах, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ. Античный этап учения об элементах. Роберт Бойль и научное понятие элемента. Ранние формы учения об элементах – теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье Сам. работа 2 9 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.13. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.14. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.15. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах Сам. работа 2 9 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.16. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества – его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии. Атомно-молекулярное учение как теоретический конструктор Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.17. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества – его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии. Атомно-молекулярное учение как теоретический конструктор Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.18. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества – его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии. Атомно-молекулярное учение как теоретический конструктор Сам. работа 2 9 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.19. Кинетические теории как теории химического процесса. Исследования организации химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.20. Кинетические теории как теории химического процесса. Исследования организации химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.21. Кинетические теории как теории химического процесса. Исследования организации химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем Сам. работа 2 4 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.22. Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации. Проникновение физических идей в химию. Построение физических и физико-химических теорий. Редукция фундаментальных разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.23. Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации. Проникновение физических идей в химию. Построение физических и физико-химических теорий. Редукция фундаментальных разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.24. Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации. Проникновение физических идей в химию. Построение физических и физико-химических теорий. Редукция фундаментальных разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.25. Редукционизм и единство знания. Редукционизм методологический и онтологический Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.26. Редукционизм и единство знания. Редукционизм методологический и онтологический Сам. работа 2 4 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.27. Взаимодействие химии с другими науками. «Химия в центре наук» Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.28. Взаимодействие химии с другими науками. «Химия в центре наук» Сам. работа 2 4 УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038.
Л1.2 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.
Л1.3 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4233
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л2.2 Свиридов, В. В Концепции современного естествознания : учебное пособие М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/55B49CDE-F947-4B65-8F06-0FB7B3487CA3.
Л2.3 под общ. ред. С. А. Лебедева Концепции современного естествознания: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1288A62-7701-4EDA-9B81-FCF3A61F9553.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) http://www.library.ru/
Э2 Поисковая система «Google» https://www.google.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru
Э5 Философские проблемы химии https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7633
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.