Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | формирование у студентов-журналистов понимания экономической природы СМИ, знания бизнес-процессов и владения методикой бизнес-планирования медийных проектов; формирование экономического мышления, на основе базисных знаний для активного включения в производственные процессы современных медиапредприятий, усвоение принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка; овладение основами редакционного менеджмента; выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности органа СМИ и собственной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-5 | Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками исследования информационного рынка, навыками анализа рейтинговых измерений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ. | ||||||
1.1. | Журналистская информация как товар. Аспекты и структура информационного рынка | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Инновации как инструмент стратегического управления. СМИ как субъекты инновационного предпринимательства | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Методика составления бизнес-план как инструмента финансирования редакции | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Рынок периодических изданий, рынок покупателей (потребителей) информации, редакционно-издательский маркетинг | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Структура бюджетирования издания: расходная часть бюджета (общередакционная и издательская), доходная часть бюджета, реализация тиража, выручка от реализации тиража | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Система методов управления редакцией (организационные, психологические и экономические методы управления, их специфика) | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Специфика журналистского труда. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста. Комплексный, многофункциональный характер его труда | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Эссе на тему: «Роль редакционного менеджера в предотвращении этических нарушений» | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации; стратегию диверсификации | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Методология экономического планирования медиапроекта | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Работа в группах на протяжении семестра. Экономические особенности мировых СМИ | Сам. работа | 7 | 72 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вартанова Е.Л. | Медиасистема России: учебное пособие | Аспект Пресс, 2017 | |
Л1.2 | под ред. Е. Л. Вартановой | Основы медиабизнеса : учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Немировская, М.Л. | Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов : монография | ЮНИТИ-ДАНА, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499 |
Л2.2 | Кузьменко, Н.П. | Качественные и массовые издания на информационном рынке: учебное пособие | Лаборатория книги, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140443 |
Л2.3 | Киселёв, А.Г. | Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |