МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиабизнес
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиабизнес

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов-журналистов понимания экономической природы СМИ, знания бизнес-процессов и владения методикой бизнес-планирования медийных проектов; формирование экономического мышления, на основе базисных знаний для активного включения в производственные процессы современных медиапредприятий, усвоение принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка; овладение основами редакционного менеджмента; выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности органа СМИ и собственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исследования информационного рынка, навыками анализа рейтинговых измерений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ.
1.1. Журналистская информация как товар. Аспекты и структура информационного рынка Лабораторные 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Инновации как инструмент стратегического управления. СМИ как субъекты инновационного предпринимательства Лабораторные 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Методика составления бизнес-план как инструмента финансирования редакции Лабораторные 7 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Рынок периодических изданий, рынок покупателей (потребителей) информации, редакционно-издательский маркетинг Лабораторные 7 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Структура бюджетирования издания: расходная часть бюджета (общередакционная и издательская), доходная часть бюджета, реализация тиража, выручка от реализации тиража Лабораторные 7 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Система методов управления редакцией (организационные, психологические и экономические методы управления, их специфика) Лабораторные 7 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Специфика журналистского труда. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста. Комплексный, многофункциональный характер его труда Лабораторные 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Эссе на тему: «Роль редакционного менеджера в предотвращении этических нарушений» Лабораторные 7 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации; стратегию диверсификации Лабораторные 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Методология экономического планирования медиапроекта Лабораторные 7 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.11. Работа в группах на протяжении семестра. Экономические особенности мировых СМИ Сам. работа 7 72 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Е. Л. Вартановой Основы медиабизнеса : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л2.2 Кузьменко, Н.П. Качественные и массовые издания на информационном рынке: учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140443
Л2.3 Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов : монография ЮНИТИ-ДАНА, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
Э2 Научное издание «Меди@льманах» http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. https://polpred.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.