МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Жанроведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Жанроведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания учебной дисциплины – формирование у обучающихся
компетенций, связанных с пониманием особенностей коммуникативного
процесса, его принципов; умением использовать принципы теории речевых
жанров при анализе речевых ситуаций, речевых событий, речевых жанров и
при планировании собственной речевой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
ПК-1: обладать знаниями в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения локальных исследований на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов и проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Речевой жанр как объект лингвистических исследований
1.1. Основные этапы становления и развития жанроведения. Определение жанра в «Поэтике» Аристотеля. Понятие «литературный жанр». Статья М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров». Влияние теории речевых актов на развитие жанроведения. Проблемы современной теории речевых жанров. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2
1.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2
Раздел 2. Проблемы типологии речевых жанров
2.1. Типологии речевых жанров. Жанры первичные и вторичные, монологические и диалогические, микрожанры и гипержанры. Жанры бытового общения. Жанры деловой речи. Жанры различных профессиональных сфер. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2
2.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2
Раздел 3. Функционально-стилистическое изучение жанров речи
3.1. Функционально-стилистическая традиция в изучении речевых жанров. Соотношение понятий «речевой жанр» и «стиль». Репертуар речевых жанров. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2
3.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2
Раздел 4. Коммуникативно-прагматический аспект исследования РЖ
4.1. Коммуникативная ситуация и реализация речевых жанров. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2
4.2. Сам. работа 5 22 ПК-1, ПК-2
Раздел 5. Моделирование речевых данров
5.1. Понятие модели речевого жанра. Модель речевого жанра М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой и т.п. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2
5.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрены
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль обучающихся по дисциплине «Жанроведение» проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования,
Текущий контроль проводится в форме контрольных мероприятий по оцениванию фактических результатов обучения в балльно-рейтинговой
системе. Все формы текущего контроля и активность участия в практических занятиях, критерии их оценивания представлены в фонде
оценочных средств по дисциплине (Приложение).