МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международный имидж страны и региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., зав.кафедрой, Чернышов Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Грбенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Международный имидж страны и региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.С учетом результатов новейших специальных исследований дать комплексное представление о роли международного имиджа страны и региона. Для достижения этой цели ставятся задачи: последовательно рассмотреть стадии формирования, виды, свойства и функции имиджа; на конкретных примерах влияние имиджа на положение страны и региона на международной арене.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен применять теории международных отношений для оценки современных международных проблем
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление об основных понятиях имиджа; правил и процедур восприятия, анализа, обобщения информации, о постановке цели и выборе путей ее достижения.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в важнейших сферах учебной и профессиональной деятельности;
применять на практике базовые принципы, логику, методы, основы техники научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами и приемами мыслительной деятельности; восприятия, анализа,обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
способами применения полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области политологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы.
1.1. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Практические 7 4 Л1.1
1.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 2. Что такое имидж страны?
2.1. Что такое имидж страны? Практические 7 2 Л1.1
2.2. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 3. Символы страны: виды, имиджевые функции.
3.1. Символы страны: виды, имиджевые функции. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Символы страны: виды, имиджевые функции. Практические 7 2 Л1.1
3.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 4. Роль СМИ в формировании имиджа страны.
4.1. Роль СМИ в формировании имиджа страны. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Роль СМИ в формировании имиджа страны. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти?
5.1. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти? Лекции 7 4 Л1.1
5.2. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти? Практические 7 2 Л1.1
5.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Постсоветское пространство. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана
6.1. Постсоветское пространство. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана Практические 7 4 Л1.1
6.2. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 7. Особенности имиджа региона.
7.1. Особенности имиджа региона. Лекции 7 2 Л1.1
7.2. Особенности имиджа региона. Лекции 7 2 Л1.1
7.3. Имидж Алтайского края. Практические 7 4 Л1.1
7.4. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Заключение.
8.1. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 22

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Как влияет имидж страны на мировой политический процесс?
2. Каковы основные подходы в литературе к изучению имиджа страны?
3. Выберите из существующих определений имиджа страны то, которое Вам кажется наиболее обоснованным.
4. В чем отличия имиджа страны от этнических стереотипов?
5. Каковы основные виды, типы, функции имиджа страны?
6. Факторы формирования имиджа страны.
7. Символы страны: каковы основные виды, имиджевые функции символики?
8. Имиджевая составляющая российской государственной символики.
9. Имидж страны в информационных войнах.
10. Роль СМИ в формировании имиджа страны.
11. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти?
12. Характерные черты имиджевой политики постсоветских республик.
13. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана
14. В чем особенности формирования международного имиджа региона?
15. Региональные бренды и конкуренция между регионами.
16. Каковы «плюсы» и «минусы» в международном имидже Алтайского края?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс.
2. Что такое имидж страны?
3. Символы страны: виды, имиджевые функции.
4. Роль СМИ в формировании имиджа страны.
5. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти?
6. Постсоветское пространство.
7. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана
8. Особенности имиджа региона.
9. Имидж Алтайского края.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Ю.Г. Чернышова Дневник Алтайской школы политических исследований. № 23. Сентябрь 2007 г., Современная Россия и мир : альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Барнаул: Изд-во Алт. гос-та, 2007 elibrary.asu.ru
Л1.2 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Ю.Г. Чернышова Дневник Алтайской школы политических исследований. № 25. Сентябрь 2009 г. : Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2009 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/286
Л2.2 под ред. Ю.Г. Чернышова Дневник Алтайской школы политических исследований. № 26. Сентябрь 2010 г. : Современная Россия и мир: альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения). : Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.3 PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. Вып. 10: . Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академия имиджелогии - http://www.academim.org/
Э2 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ - www.mgimo.ru
Э3 Полис (Политические исследования) Polis - www.politstudies.ru
Э4 Российская ассоциация международных исследований (публикации) - http://www.rami.ru/publications
Э5 Российская ассоциация политической науки (библиотека) http://www.rapn.ru
Э6 Centre for the Study of Public Policy - www.cspp.strath.ac.uk
Э7 Pro et contra - www.carnegie.ru
Э8 Учебная дисциплина «Международный имидж страны и региона» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Академия имиджелогии - http://www.academim.org/
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ - www.mgimo.ru
Полис (Политические исследования) Polis - www.politstudies.ru
Российская ассоциация международных исследований (публикации) - http://www.rami.ru/publications
Российская ассоциация политической науки (библиотека) http://www.rapn.ru
Centre for the Study of Public Policy - www.cspp.strath.ac.uk
Pro et contra - www.carnegie.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=374
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, но не набрали необходимого количества баллов.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".