МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
Проф., Чернышова Т.В.;д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
Проф., Гребнева М.П.;к.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучаемых целостного представления о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теории, методы, технологии и культуры научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий для решения научных задач НИР
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой методологических принципов и методических приемов филологического исследования и навыками использования методов и технологий научного исследования с целью разработки планируемых целей и задач НИР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метод как путь исследования.
1.1. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.4, Л1.3
1.2. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.4
1.3. Метод как путь исследования. Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Текст как объект анализа.
2.1. Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4
2.2. Текст как объект анализа Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. Дискурс как текст в контексте и как событие.
3.1. Основные подходы к тексту в рамках коммуникативно-дискурсивного анализа. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.4
3.2. Исследования дискурса в русистике. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.4
3.3. Дискурс как текст в контексте и как событие. Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4
3.4. Текст как объект анализа. Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 4. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации.
4.1. Разнообразие коммуникативных подходов к изучению социокультурного пространства коммуникативных взаимодействий: неориторический, прагматический, когнитивный и личностный. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.4
4.2. Актуальные направления современной лингвистики в аспекте методики исследования. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.3. «Теория речевых актов»: общая характеристика. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.4
4.4. Смысловой анализ продуктов речевой коммуникации.Интерпретационный анализ и его разновидности. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3
4.5. Экспериментальные методики в изучении речевой коммуникации. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.4
4.6. Разработка темы и выбор направления исследования Лекции 3 6 ПК-1, ПК-3
4.7. Выбор темы и материала исследования Практические 3 6 ПК-1, ПК-3 Л1.5
4.8. Разработка методического инструментария Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.5
4.9. Разработка методики анализа материала исследования Лекции 3 6 ПК-1, ПК-3 Л1.5
4.10. Методика анализа материала исследования Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.5
4.11. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации. Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.4
4.12. Сам. работа 3 19 ПК-1, ПК-3 Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложенный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие АлтГУ, Барнаул, 2014
Л1.2 Фокина М.А. Филологический анализ текста : учебное пособие : учебное пособие Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 ЭБС «Университетская библиотека online»: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635
Л1.3 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
Л1.4 Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.5 Мокий, В. С., , Т. А. Лукьянова. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/441285
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каменская О.Л. Текст и коммуникация: монография М.: Высшая школа // ЭБС«Университетская библиотека online», 1990 biblioclub.ru
Л2.2 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Э5 Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/
Э6 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/
Э7 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э8 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э9 Курс "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
Э10 Курс "МФИК" на ОП АлтГУ
Э11 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины