МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные социальные технологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Современные социальные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний о понятии социальных технологий на разных уровнях социальной деятельности,умения применять социальные технологии для рационализации различных видов социальной деятельности.
Задачи курса:
изучение теоретико-методологических основ формирования и применения социальных технологий в социальной истории;
рассмотрение различных подходов к определению понятия социальной технологии;
выявление объективной природы социальных технологий и социально-технологических отношений;
построение теоретической модели социальной технологии;
выявление структуры и свойств социальной технологии как социальной системы;
анализ проблем разработки и внедрения социальных технологий;
изучение сущности и роли управленческих технологий;
рассмотрение особенностей формирования и применения социальных технологий в новой социальной реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.1: Детализирует технологию сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
ПК-1.2: Готовит методические документы для проведения инструктажа персонала по сбору информации: интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей
ПК-1.3: Готовит полный комплект отчётных материалов по этапам сбора и анализа информации в сфере управленческого воздействия на социальную сферу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
- специфику подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации
- специфику подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
- применять на практике приемы и техники подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации
- навыки подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами создания и регулирования технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
- навыками подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации
- навыками применения на практике приемов и техник подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий.
1.1. Социальные технологии как область научного знания. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальные технологии как область научного знания. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Природа и сущность социальных технологий. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Природа и сущность социальных технологий. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Природа и сущность социальных технологий. Сам. работа 7 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Социальные технологии как инструмент управления Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Социальные технологии как инструмент управления Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Социальные технологии как инструмент управления Сам. работа 7 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Современные социальные технологии в жизнедеятельности общества.
2.1. Методы социально-технологической деятельности. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Методы социально-технологической деятельности. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Методы социально-технологической деятельности. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Социальная диагностика. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Социальная диагностика. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Социальное проектирование. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Социальное проектирование. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Социальное проектирование. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Социальное программирование. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Социальное программирование. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Организация внедрения и использования социальных технологий. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Организация внедрения и использования социальных технологий. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Организация внедрения и использования социальных технологий. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основные направления социально-технологической деятельности
3.1. Технологическое обеспечение социальной политики государства. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Технологическое обеспечение социальной политики государства. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Технологии формирования институтов гражданского общества Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Технологии формирования институтов гражданского общества Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Технологии формирования институтов гражданского общества Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Технологии социального развития региона. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Технологии социального развития региона. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Социально-технологическая деятельность в организации. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Социально-технологическая деятельность в организации. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Социальные технологии личностных изменений. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Социальные технологии личностных изменений. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Анализ комплексных социальных программ в России.
2. Аналитические методы социально-технологической деятельности.
3. Возможности технологических решений по регулированию социальной дифференциации общества.
4. Диагностика в системе средств социально-технологической деятельности.
5. Диагностика и проектирование процессов воспроизводства и развития города как социально-территориальной системы.
6. Игровые методы социально-технологической деятельности.
7. Инновационно-внедренческая деятельность служб социального развития регионов и предприятий.
8. Инновационные методы социально-технологической деятельности.
9. Комплексный подход к разработке социальных проектов и программ региональных систем.
10. Критерии социального проектирования: социально-экономическая эффективность, экологическая оптимальность, социальная интегрированность, управляемость и др.
11. Макро- и микросоциальные технологии.
12. Методы и средства технологического обеспечения жизни деятельности личности.
13. Методы коррекции социального поведения личности.
14. Методы оптимизации совместной деятельности и общения в коллективе.
15. Направления и формы социально-технологической деятельности в организации.
16. Объекты, средства социальной диагностики и сфера их применения.
17. Основные направления социальной политики государства и их технологическое обеспечение.
18. Основные требования к разработке технологий формирования и преобразования гражданских структур и институтов.
19. Особенности организации и внедрения социальных технологий в практической деятельности.
20. Понятие «Социальная технология», алгоритмизация деятельности, рационализация, координация и синхронизация деятельности.
21. Понятия «социальное программирование» и «социальная программа» в прикладной науке.
22. Применение компьютерной техники в социальном программировании.
23. Проблема технологизации социальной деятельности и типы социальных технологий.
24. Проблемы технологизации управленческой деятельности в организации.
25. Программно-целевой подход к управлению социальными изменениями и нововведениями.
26. Проективные методы социально-технологической деятельности.
27. Пути преодоления социальных конфликтов и социальной напряженности в обществе и их инженерное обоснование.
28. Система нормативов и показателей социального проектирования на региональном уровне.
29. Современные концепции социальных технологий.
30. Социально-технологические методы регуляции поведения личности.
31. Социально-технологический подход к формированию гражданского общества.
32. Социальные технологии как область научного знания.
33. Специфика социально-технологического подхода в науке и практике.
34. Сущность социального проектирования. Проектирование как форма научного предвидения и управления.
35. Технологии социального проектирования в организации: оргпроектирование, проектирование социальной структуры и инфраструктуры и др.
36. Технологии социальной диагностики на предприятии.
37. Технология социальной диагностики.
38. Функции проектирования.
39. Функции социального программирования.
40. Функции социально-технологической деятельности.
41. Функциональные технологии, технологии преобразования и развития социальных систем.
42. Эвристические методы социально-технологической деятельности.
43. Этапы разработки социальной технологии.
44. Этапы социального проектирования.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социальных процессов исходя из предложенного массива статистических данных (массив данных предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Разработайте алгоритм создания и внедрения технологического проекта по оптимизации работы персонала в организации.
Практическое задание № 4. Разработайте алгоритм создания и внедрения технологического проекта по оптимизации работы учебного процесса.
Практическое задание № 5. Оцените эффективность реализованной социальной технологии в конкретной организации(материал предоставляется преподавателем).

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Аналитические модели социального процесса.
2. Антитехнологии в современном российском обществе.
3. Дискретность современного социального пространства России и проблема эффективных социальных технологий.
4. Инновационные технологии в практике работы с молодежью.
5. Инновационные технологии в социальных исследованиях.
6. Классификация социальных технологий: проблема обоснования и построения.
7. Культура технологий управленческой и исполнительской деятельности.
8. Необходимость и возможность разработки и использования глобальных социальных технологий.
9. Особенности технологизации современной политической жизни России.
10. Особенности формирования и применения социальных технологий в России.
11. Проблемы внедрения социальных технологий.
12. Региональные проблемы совершенствования социальных технологий в современной России.
13. Современные социальные технологии содействия трудоустройству безработных граждан.
14. Современные технологии на рынке труда и занятости: сравнительный анализ городских и сельских особенностей.
15. Социальная технология как нововведение. Этапы разработки социальной технологии.
16. Социальное партнерство как новая социальная технология.
17. Социальные технологии в профессиональной деятельности социолога.
18. Социальные технологии и прогнозирование.
19. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации.
20. Социальные технологии работы с молодежью.
21. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях.
22. Социальные технологии формирования лидера и команды.
23. Технологизация индивидуального и социального пространства современного человека.
24. Технологии на разных уровнях государственного управления.
25. Технологии формирования и становления гражданского общества.
26. Технологии формирования лидерского потенциала молодежи.
27. Традиционные и инновационные образовательные технологии.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оганян, К. М. Социальные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/A117A696-BC96-4621-8BCF-E2CFE8D2A622
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
Л2.2 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э8 Курс в Moodle «Современные социальные технологии» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2973
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.