МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн исследования в клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 64 64 64 64
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Дизайн исследования в клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- подготовка специалиста к профессиональной деятельности в области психологии;
- формирование у студентов психологического сознания и мышления, овладение категориями научной психологии, принципами и методами психологического исследования, подходами к изучению психических явлений;
- формирование представлений о методологических особенностях структуры знания в клинической психологии;
- ознакомление со спецификой и научными подходами к методологическим проблемам клинической психологии;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные методологические проблемы клинической психологии;
-теоретические концепции,понятия,категории,принципы,классификации клинической психологии;
-особенности и ограничения методов исследований в клинической психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.- синтезировать знания, полученные в основных курсах специальности и специализаций по клинической психологии;
- анализировать основные методологические проблемы современной клинической психологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-основными подходами к анализу методологических проблемсовременной клинической психологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования,
разработанных в различных психологических школах;
- навыками планирования психологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода.
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Введение в теоретическое и эмпирическое знание Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Историю эксперимента как общенаучного метода познания Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Наука, псевдонаука, лженаука Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Обыденная жизнь, научная терминология и проблема. Виды проблем, критерии научной проблемы. Правила формирования выборки испытуемых Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Планирование эксперимента. Способы контроля побочных переменных. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Креативное мышление в науке Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования
3.1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперчия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции.
2. Постановка эмпирических вопросов касательно обыденных или философских вопросов, перевод проблемы с языка повседневности на язык психологической науки: примеры, аналитический разбор правил и ошибок формулировки. Эмпирический вопрос как основа экспериментальной гипотезы.
3. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Креативное мышление в науке (включает процесс определения значимых связей между кажущимися бессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов).
4. Нуль-гипотеза и альтернативная гипотеза в экспериментальном исследовании, вероятность ошибки первого и второго рода. Статистика вывода.
5. Стратегии построения исследовательских групп: рандомизация; попарный отбор; рандомизация с выделением страт; приближенное моделирование; репрезентативное моделирование; привлечение реальных групп.
6. Зависимая (ЗП) и независимая (НП) переменные. Виды НП, уровни НП, экспериментальные условия в однофакторном и многофакторном экспериментальном исследовании. Отношения между переменными.
7. Способы контроля побочных переменных: элиминация; создание константных условий; балансировка эффекта от действия внешних переменных; балансировка с выделением внешней переменной, экспериментальный план Соломона для четырех групп, контрбалансировка или позиционное уравнивание (прямое и обратное позиционное уравнивание); рандомизация.
8. Виды однофакторных экспериментальных планов: преимущества и недостатки, особенности планирования, реализации, примеры.
9. Виды многофакторных планов, основные эффекты и взаимодействия. Преимущества и недостатки многофакторных планов в эксперименте.
10. Виды дисперсионного анализа в задачах обработки данных однофакторных и многофакторных экспериментальных исследований с разных количеством факторов, разным типом независимы и зависимых переменных, разных количеством уровней факторов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в клинической психологии.
2. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в социальной психологии.
3. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в возрастной психологии.
4. Феномен взаимодействия в факторных планах. Основное влияние в контрастных условиях второго фактора.
5. Анализ планов «личность-среда» в психологии.
6. Особенности применения одномерного дисперсионного анализа в обработке и интерпретации данных психологического эксперимента.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс " Дизайн исследования в клинической психологии" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В зачет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».