МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиаполитический дискурс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 47 72 47
Итого 108 83 108 83

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиаполитический дискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков применения методологии политической науки, в том числе медиаполитической коммуникации, и методики дискурсивного анализа к анализу современных медиаполитических текстов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
ПК-4 способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы лингвистической прагматики и медиаполитической коммуникации применительно к практике создания медиаполитических текстов; общие законы построения медиаполитического дискурса; основные нормы, принципы, стандарты в области эффективной политической коммуникации; методологию дискурсивного анализа; средства и способы речевого воздействия в разных типах медиаполитического дискурса
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать закономерности развития эффективности коммуникационных процессов, выявлять тенденции, оценивать их современное состояние при решении задач в профессиональной деятельности; применять современные методы анализа и интерпретации текстов современного медиаполитического дискурса; создавать авторские медиапроекты в соответствии с определенными параметрами современного медиаполитического дискурса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком разработки авторских медиапроектов в области политики, способен участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языковая личность и речевая культура политика
1.1. Развитие дискурс-анализа в России Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность Практические 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Медиаполитическая коммуникация: эволюция взглядов и подходов Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Законы и принципы общения. Невербальная коммуникация Практические 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Законы и принципы общения. Невербальная коммуникация Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Политическая коммуникация: онтология и гносеология
2.1. Способы и средства речевого воздействия в политическом дискурсе Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Медиаполитическая пропаганда и медиаполитическая реклама Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Методы исследования медиаполитического дискурса Практические 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Способы и средства речевого воздействия в медиаполитическом дискурсе Практические 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Аксиологический и социокультурный аспекты медиаполитического дискурса. Язык социального статуса в политической коммуникации Практические 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.6. КОЛЛОКВИУМ «Современный российский медиаполитический дискурс». Сам. работа 8 22 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Анализ современного политического дискурса: аспекты, методы, результаты
3.1. Критический дискурс-анализ Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.2. СМИ в системе политической коммуникации Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Защита домашней контрольной работы «Анализ коммуникативных ситуаций в медиаполитическом дискурсе». Практические 8 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.4. Защита домашней контрольной работы «Анализ коммуникативных ситуаций в медиаполитическом дискурсе» Сам. работа 8 25 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова, Татьяна Владимировна Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект) : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Кожина, М.Н. Стилистика русского языка : учебник Флинта; Наука, 2008
Л1.3 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта: Наука, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Е. Чернявская Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие М. Флинта // ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Бобровская, Г. Когнитивно-элокутивный потенциал газетного дискурса: ВГСПУ "Перемена", 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429345
Л2.3 Плеханова, Т.Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов ТетраСистемс, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа современного медиаполитического дискурса в соответствии с заданием в выбранных для домашнего задания политических текстов. Индивидуальная и групповая работа в процессе подготовки и в ходе занятий предполагает развитие самых разнообразных навыков устной и письменной профессиональной коммуникации, развитие навыков анализа современного медиаполитического дискурса.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу бакалавров с широким кругом основной и дополнительной научной литературы, рекомендаций практиков политической деятельности, применение теоретических знаний к анализу медиаполитического дискурса.
Зачет проводится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он имеет возможность прийти на зачет и получить необходимые дополнительные баллы за ответ (не более 20 баллов). Билет включает два вопроса: первый – теоретический вопрос, второй – анализ коммуникативной ситуации современного медиаполитического дискурса, участником которой является политик, по следующей схеме: определите коммуникативную цель политика, охарактеризуйте особенности коммуникативного поведения и языковую личность политика, особенности невербальной коммуникации политика. На выполнение заданий отводится 35 минут. Баллы, полученные на зачете, суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов – «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».