МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 119
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 2 2 2 2 4 4
Сам. работа 62 62 57 57 119 119
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
Проф., Чернышова Т.В.;д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
Проф., Гребнева М.П.;к.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучаемых целостного представления о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теории, методы, технологии и культуры научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий для решения научных задач НИР

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой методологических принципов и методических приемов филологического исследования и навыками использования методов и технологий научного исследования с целью разработки планируемых целей и задач НИР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метод как путь исследования.
1.1. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика. Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический. Дискурс как текст в контексте и как событие. Лекции 1 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.3
1.3. Метод как путь исследования. Сам. работа 1 62 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации.
2.1. Актуальные направления современной лингвистики в аспекте методики исследования. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. «Теория речевых актов»: общая характеристика.Смысловой анализ продуктов речевой коммуникации.Интерпретационный анализ и его разновидности.Экспериментальные методики в изучении речевой коммуникации. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3
2.3. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации. Сам. работа 2 57 ПК-1 Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложенный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фокина М.А. Филологический анализ текста : учебное пособие : учебное пособие Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 ЭБС «Университетская библиотека online»: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635
Л1.2 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
Л1.3 Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каменская О.Л. Текст и коммуникация: монография М.: Высшая школа // ЭБС«Университетская библиотека online», 1990 biblioclub.ru
Л2.2 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Э5 Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/
Э6 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/
Э7 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э8 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э9 Методы филологического исследования коммуникации portal.edu.asu.ru
Э10 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины