МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиаэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 111
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиаэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисцплины являются формирование у магистрантов общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ, современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента, а также необходимой базой для исследований в данной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-7 готовность учитывать значение экономических факторов в деятельности медиапредприятий, эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.имеет представление об экономических регуляторах в сфере производства и распространения медиапродукции; основные положения медиаэкономики; суть экономических процессов и отношений в СМИ. теорию об основах современной медиаэкономики, авторском праве и праве на интеллектуальную собственность, основы стратегии менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания к анализу эффективности деятельности медиапредприятия; эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности; определить эффективность методов формирования нематериальных активов медиапредприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аналитического исследования практики деятельности медиапредприятия; методами SWOT-анализа деятельности редакции, исследования информационного рынка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор
1.1. Журналистская информация как товар. Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Средства массовой информации как субъект рынка Практические 2 2 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Печатные и аудиовизуальные СМИ, информационные интернет-проекты Сам. работа 2 10 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Бизнес-модели СМИ Практические 2 4 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Редакционно-издательский процесс и его экономические аспекты Сам. работа 2 17 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Продвижение медийного продукта на рынок Сам. работа 2 18 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Рыночные процессы в сфере экономики и их влияние на СМИ Сам. работа 2 11 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Ценообразование в медиаиндустрии Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Зачет 2 4 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Современный медиарынок. Бизнес-план, редакционная политика
2.1. Аспекты и структура информационного рынка. Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Инновации как инструмент стратегического управления. СМИ как субъекты инновационного предпринимательства. Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Особенности российского рынка СМИ Практические 2 4 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Элементы регулярного менеджмента: структура, финансы, бизнес-план, маркетинг, распространение (вещание) Практические 2 4 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Бизнес-план издания Сам. работа 2 17 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Разработка медиапроекта Сам. работа 2 20 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Редакционная политика издания Сам. работа 2 10 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Экзамен 2 9 ОК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. СМИ как субъект и объект рыночной экономики.
2. Проблемы акционирования средств массовой информации.
3. Особенности хозяйственной деятельности СМИ в период экономического кризиса. Концентрация и монополизация рынка СМИ.
4. Законодательное регулирование хозяйственной деятельности в области СМИ.
5. Финансово-кредитная политика поддержки предпринимательства в области СМИ.
6. Сущность и природа собственности в СМИ. Субъекты и объекты собственности.
7. Виды и организационно-правовые формы собственности в СМИ.
8. Понятия и виды деловой политики СМИ, факторы ее построения.
9. Интеллектуальная собственность как объект инновационного предпринимательства в области СМИ.
10. Использование объектов нематериальных активов в экономическом обороте СМИ как предприятий.
11. Обеспечение безопасности коммерческой тайны в СМИ.
12. Методика разработки бизнес-плана, его функции и структура.
13. Функции менеджмента в деятельности СМИ.
14. Системы оплаты труда и стимулирования трудовой активности в практике российских СМИ.
15. Производительность труда в СМИ: ее измерение, исчисление, показатели.
16. Сферы предпринимательской активности в практике российских СМИ.
17. Проблемы коммерциализации средств массовой информации.
18. Социальная ответственность российской журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности.
19. Доходная часть редакции, ее составные.
20. Расходная часть редакции, ее характеристики.
21. Направления ценовой политики редакции.
22. Прибыль редакции, возможности использования прибыли.
23. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства.
24. Цели и задачи редакционного менеджмента.
25. Система методов управления редакционным коллективом.
26. Характеристика структуры телерадиокомпании и информационного агентства.
27. Менеджмент и организация работы редакции.
28. Планирование работы редакции.
29. Рынок и свобода журналистской деятельности.
30. Характеристика требований к журналисту.
31. Имидж периодического издания.
32. Роль менеджмента в организации массовой работы.
33. Роль менеджмента в организации стратегии распространения издания.
34. Менеджмент СМИ и этика.

Структура билета
Экзаменационный билет № 3
1. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства
2. Выберите любое СМИ Алтайского края и проанализируйте его (редакционная политика, тираж, новостной контент, аудитория, конкурентоспособность, если возможно, доходы/расходы и т.д.)

Вопросы к экзамену
1. Вектор трансформации российских СМИ. Факторы, повлиявшие на медиапроцессы.
2. Инфраструктура современных СМИ: информагентства, аутсорсинг, невещательные телекомпании.
3. Интернет как дополнительный источник информации и канал распространения. Копипастинг и репостинг.
4. Меняющийся спрос на рынке СМИ. Географический и временной спрос.
5. Формирование медиарынка России. Крупнейшие медиахолдинги и издательские дома, их корпоративная политика.
6. Модели медиасистемы. Медиапредприятие.
7. Стратегии медиасистемы. Классификация манипулятивных уловок.
8. Актуальные проблемы современности и особенность их освещения в СМИ.
9. Блогерство. Сообщества в Интернете. Транслируемые журналы.
10. Язык блогосферы. Интернет-мемы.
11. Модель медиаорганизации. Основные особенности наиболее распространенных моделей.
12. Финансовое состояние рынка. Платежеспособность населения, тираж, вхождение в сети дистрибуции.
13. Национальная тиражная служба. Бюро тиражного аудита АВС Россия.
14. ГИПП. Тиражный скандал, позиции сторон.
15. Уровень проникновения кабельных сетей. Рынок Интернет-провайдеров.
16. Рынок рекламы. Общая характеристика, основные особенности.
17. Конкурентная среда на медиарынке. Ценовая конкуренция между изданиями и стоимостью размещения рекламы. Платные подписки, системы скидок и бонусов.
18. Информация как основной товар СМИ. Виды информации.
19. Рекламодатель. Рекламоноситель. Типы рекламы. Рынки ATL и BTL.
20. Конкуренция СМИ на рынке рекламы. Крупнейшие игроки рекламного рынка.
21. Ценообразование в рекламе. Рейтинги.
22. Налогообложение и отчетность в медиаиндустрии.
23. Госконтроль, корпоративная этика и цензура. Органы госконтроля за СМИ.
24. Последняя редакция закона о СМИ. Положения, используемые в качестве инструмента давления на СМИ.
25. Организационные формы СМИ. Экономические формы давления на СМИ.
26. Особенности российского рынка СМИ.
27. Состояние внутренней инфраструктуры рынка СМИ.
28. Рынок СМИ как рынок труда.
29. Структура рынка СМИ. Конкуренция, монополия, сговор.
30. Зонтичная конкуренция и зонтичные бренды на рынке СМИ.
31. Издержки в медиаиндустрии.
32. Экономические стратегии СМИ.
33. Организация независимого внутреннего цикла в медиабизнесе. Сетевая организация медиабизнеса.
34. Объединение медиабрендов. Ребрендинг. Сегментация по целевой аудитории и доходу.
Структура билета
Экзаменационный билет № 3
1. Особенности российского рынка СМИ.
2. В качестве практического задания магистранты представляют самостоятельно разработанный бизнес-план издания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Е. Л. Вартановой Основы медиабизнеса : учебное пособие Аспект Пресс, 2009
Л1.2 Вартанова, Елена Леонидовна Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Стариков, Александр Георгиевич Масс-медиа современной России : учебное поосбие Феникс, 2013
Л2.3 под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговый подход wciom.ru
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.