МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности
ОПК-6: способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)
ОПК-8: готовность самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки
ОК-3: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения компьютерных технологии в современной науке и образовании;
– основные направления использования информационные технологии в исторических исследованиях и образовании;
– особенности и основные подходы использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыки использования современных информационных систем в своей профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании
1.1. Информационное общество Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л1.2
1.2. Цифровое общество Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Информационные технологии в гуманитарных науках и образовании Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2
1.4. Гуманитарная информатика Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Социальная информатика Практические 1 4 Л2.2, Л1.2
1.6. Историческая информатика как отраслевая прикладная информатика Практические 1 4 Л1.1, Л2.2
1.7. Информационные технологии в исторических исследованиях Практические 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Информационные технологии в архивной и музейной деятельности Практические 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Информационные технологии в историческом образовании Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Представление и обсуждение студенческих презентаций Сам. работа 1 10 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Изучение литературы и источников по курсу. Сам. работа 1 66 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. Что такое информационное общество?
2. Что такое цифровое общество?
3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в исторических исследованиях.
5. Математизация и информатизация науки: общее и особенное.
6. Историческая информатика как научная дисциплина.
7. Информационные технологии в историческом образовании.
8. Представление результатов научных исследований.
9. Возможности и ограничения сети Интернет.
10. Информатика в архивах.
11. Информатика в музеях.
12. Информатика и культурно-историческая память человечества.
13. Информация и исторический источник.
14. Основные этапы становления и развития исторической информатики.
15. Историческая информатика и квантитативная история: общее и особенное.
16. Историческая информатика и цифровая история: общее и особенное.
17. Применение геоинформационных систем в исторической науке.
18. Методика поиска ресурсов в Интернет.
19. Создание исторических ресурсов в сети Интернет.
20. Гуманитарная информатика.
21. Социальная информатика.
22. Особенности создания и работы с электронным текстом.


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют 2 письменные работы.
Первая выполняется в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
Вторая письменная работа представляет собой рецензию на интернет-проект «1917. Свободная история». Рецензия пишется в свободной форме.
5.3. Фонд оценочных средств
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (См. Приложение)
Учебная дисциплина «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании» представлена на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1432


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96970
Л1.2 Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современые информационные технологии для гуманитария: Учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", 2007 https://e.lanbook.com/book/2504
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях.: Алтайского ун-та, 2005 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1190
Л2.2 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/438
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle ''Документоведение и архивоведение'' https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1432
Э2 Кафедра исторической информатики исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова http://hist.msu.ru/Departments/Inf/index.html
Э3 Кафедра документоведения, архивоведения и исторической информатики Алтайского государственного университета http://www.hist.asu.ru/faculty/kaii/kaii.php
Э4 Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» http://kleio.asu.ru
Э5 Ассоциация «История и компьютер» http://aik-sng.ru
Э6 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э7 Электронная библиотека по истории Алтая http://new.hist.asu.ru/library/index.html
Э8 Интернет-портал по истории Алтая http://new.hist.asu.ru
Э9 Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета http://hist.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании» предполагает изучение магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
В рамках изучения дисциплины формируются две общекультурных (ОК-2 и ОК-3) и одна общепрофессиональная (ОПК-4) компетенции.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
При изучении истории исторической информатики следует обратить внимание на то, что эта научная дисциплина является ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту. По объекту своего исследования историческая информатика частично пересекается с архивной и музейной информатикой.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.