МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория современного документоведения и архивоведения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория современного документоведения и архивоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н.Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н.Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Теория современного документоведения и архивоведения» является формирование представления о документе как феномене человеческой деятельности и культуры, обеспечивающем передачу информации во времени и пространстве, о жизненном цикле и бытовании документа с последующей его трансформацией в документальный исторический источник.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.формы и способы реализации публичности документа, в том числе как одного из видов исторических источников;
основные принципы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в процессе документирования их деятельности и при сохранении и использовании документа;
роль управления документацией и документальным наследием в прошлых российских модернизациях;
воздействие российских модернизаций на формирование и сохранение документального наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современную законодательную и нормативно-методическую базу в работе с документом на разных стадиях его бытования и как части документального наследия;
профессионально оценивать возможные позитивные и негативные последствия модернизационных явлений на управление документацией и документальным наследием;
готовить аналитические документы по текущим и ретроспективным вопросам, связанным с предметом его деятельности в сфере управления документацией и документальным наследием;
анализировать современные проблемы документоведения и архивоведения и вырабатывать предложения по их решению.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональными знаниями проблем документоведения и архивоведения ;
правилами обеспечения доступности публичных документов и публичной документной информации;
общепринятыми этическими нормами общения с пользователями документов и использования документной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Введение. Предмет и задачи курса. Основные понятия. Источники и литература. Лекции 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.2. Введение. Предмет и задачи курса. Основные понятия. Источники и литература. Практические 1 6 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Понятие документа и классификация документов
2.1. Понятие документа. Классификация документов. Жизненный цикл документа. Эволюция документа во времени. Документные системы. Документные ресурсы. Документ как фактор социальной коммуникации. Документ в документоведении и архивоведении. Лекции 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Документ: определение, история, взаимосвязь документа и информации. Классификация документов. Практические 1 6 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Документ как фактор социальной коммуникации. Документ в документоведении и архивоведении. Практические 1 6 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Документ в повседневности
3.1. Документ в повседневности. Основные угрозы сохранению документа, способы их нейтрализации, парирования и предотвращения. Коллекционирование. Перемещение документов. Документ в современном обществе. Лекции 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.2. Документ в повседневности Практические 1 6 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.3. Документ в современном обществе Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.4. Документ в современном обществе Сам. работа 1 20 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Документ и архив
4.1. Документ и архив. Архив в системе депозитариев социальной памяти. Документ в разных классах, типах и видах архивов. Документ и документальная публикация. Модель документальной публикации. Взаимодействие документа и общественного сознания через документальную публикацию. Лекции 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.2. Документ и архив Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.3. Документ и документальная публикация Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.4. Документ как архив Сам. работа 1 20 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Документ как исторический источник
5.1. Документ как исторический источник. Признаки документа как документального исторического источника. Информационный потенциал, репрезентативность и достоверность документальных исторических источников. Документальные свидетельства документальных исторических источников и их типология. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
5.2. Документ как исторический источник Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
5.3. Документальные свидетельства исторических источников Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
5.4. Документ как исторический источник Сам. работа 1 30 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
5.5. Изучение литературы и источников пот курсу. Подготовка к аттестации. Сам. работа 1 57 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
5.6. Экзамен 1 27 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:
1. Предмет и задачи курса. Основные понятия.
2. Источники и литература.
3. Понятие документа.
4. Классификация документов.
5. Жизненный цикл документа.
6. Эволюция документа во времени.
7. Документные системы.
8. Документные ресурсы.
9. Документ в документоведении и архивоведении.
10. Документ в повседневности.
11. Основные угрозы сохранению документа, способы их нейтрализации, парирования и предотвращения.
12. Коллекционирование.
13. Перемещение документов.
14. Документ в современном обществе.
15. Документ и архив.
16. Архив в системе депозитариев социальной памяти.
17. Документ в разных классах, типах и видах архивов.
18. Документ и документальная публикация.
19. Модель документальной публикации.
20. Взаимодействие документа и общественного сознания через документальную публикацию.
21. Документ как исторический источник.
22. Признаки документа как документального исторического источника.
23. Информационный потенциал, репрезентативность и достоверность документальных исторических источников.
24. Документальные свидетельства документальных исторических источников и их типология.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Современные дискуссии о документе и его трансформации в исторический источник.
2. В.Н. Автократов и его работа «Теоретические проблемы отечественного архивоведения».
3. Вопросы документоведения на страницах журнала «Отечественные архивы».
4. Вопросы архивоведения на страницах журнала «Отечественные архивы».
5. Вопросы археографии на страницах журнала «Отечественные архивы».
6. Документ как цивилизационное явление.
7. Документ в повседневности прошлого и настоящего.
8. Документ в информационном обществе.
9. Фальсификация документа и исторического источника: общее и особенное.
10. Публичность и непубличность документов в современном законодательстве, нормативных документах, научной литературе.
11. Письменный документ и фотодокумент как исторические источники: общее и особенное.
12. Архив как документальная информационная система.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств содержится в ФОС (см. приложение)
Учебная дисциплина «Теория современного документоведения и архивоведения» на Едином образовательном портале Алтайского гсоударственного университета: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=642
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=312311
Л1.2 сост. Н. В. Неженцева Документоведение : учеб. пособие : Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3499
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/688
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России»: архивные справочники, публикации, законодательство, выставки http://www.rusarchives.ru/
Э2 Энциклопедия делопроизводства http://www.edou.ru/enc/
Э3 Гильдия Управляющих Документацией http://www.gdm.ru/
Э4 Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru/
Э5 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru/
Э6 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/
Э7 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
Э8 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э9 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э10 Курс в Moodle "ТСДА" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=642
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Теория современного документоведения и архивоведения» является формирование представления о документе как феномене человеческой деятельности и культуры, обеспечивающем передачу информации во времени и пространстве, о жизненном цикле и бытовании документа с последующей его трансформацией в документальный исторический источник.
Дисциплина «Теория современного документоведения и архивоведения» является интегральной, включающей в себя многостороннее и многоаспектное рассмотрение феномена документа в 4-х измерениях, связанных с 4-мя научными и учебными дисциплинами: документоведением, архивоведением, источниковедением и археографией. В этом плане необходимо понять, что документ един, но рассматривается под разными углами в зависимости от той дисциплины, которая его изучает. Рассматриваемый учебный курс предполагает, таким образом, изучение магистрантам интеграционной концепции документа как важнейшего направления, касающегося основного содержания будущей профессиональной деятельности, связанного с документом в одной из представленных в курсе его ипостасей.
На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-1) и одной общепрофессиональной (ОК-3) компетенций.
Дисциплина «Теория современного документоведения и архивоведения» состоит из введения, где ставятся основные вопросы и проблемы курса и четырех разделов, первые два из которых посвящены углубленному изучению документа в рамках документоведения, третий раздел основной части представляет документ как объект изучения архивоведения, а в последнем разделе акцент делается на документе как историческом источнике и особенностях его публикации (источниковедение и археография).
Таким образом, предметом изучения настоящего курса являются закономерности существования документа, документ как таковой, документ во всех его ипостасях и проявлениях, трансформация понимания, роли и значения документа во всех сферах человеческой жизни деятельности.
В практике преподавания настоящего курса сложился целый ряд вопросов, являющихся ключевыми для этой дисциплины. Ключевым и важнейшим из них можно без всякого преувеличения назвать проблему жизненного цикла документа. Это крайне важно, с одной стороны, поскольку такая проблема имеет давнюю историю, а в последнее время на совершенно новой основе была изложены в книге и ряде других публикаций классика современного отечественного архивоведения В.П. Козлова; с другой, важность проблемы обусловлена тем, что студенты часто смешивают понимание жизненного цикла документа с этапами документоведческой деятельности, что совершенно не соответствует пониманию общей концепции документа.
Первая жизнь документа связана с его оперативной функцией и продолжается весь период его активного использования в управлении либо другой сфере. Вторая жизнь начинается с выведением документа из оперативного употребления и продолжается до момента экспертизы, после чего документ либо утилизируется, либо отправляется на постоянное хранение. Архивное хранение документа – это его следующая жизнь. Четвертая жизнь документа связана с его использованием в повседневности и в наибольшей степени связана с рисками его повреждения и уничтожения. Пятая жизнь документа – его существование как исторического источника и изучается она историческим источниковедением. Наконец, последняя жизнь документа связана с его публикацией в составе различных издание и изучается археографией.
Понимание обучающимися указанных моментов позволяет им выйти в понимании ключевых моментов жизни и бытования документа на теоретический уровень познания, что соответствует магистерскому уровню компетентности и квалификации субъекта обучения.
Курс состоит из интерактивных лекций, главной задачей которых является создание творческой обстановки при изучении учебного материала и общая ориентировка обучающихся в многообразии подходов к изучению материала, практических занятий, в ходе которых идет обсуждение и представление созданных магистрантами письменных работ и их компьютерных презентаций, во время оценки которых главное внимание уделяется системности подхода и мышления, интегральности в изложении проблем и знания современных представлений о документе. Самостоятельная работа организуется с привлечением электронной образовательной среды MOODLE.
При сдаче экзамена учитываются оба направления подготовки по рассматриваемой дисциплине – как теоретическое, так и практическое. Оцениваются не только знания в чистом виде, но и их преломление, понимание и использование в практической деятельности.