МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственности РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 151
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 151 151 151 151
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.и.н. , доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История государственности РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Hазвить самостоятельность мышления, общую и правовую культуру студентов, овладеть системными знаниями об истории и современном состоянии российской государственности, рассматриваемой как система основополагающих начал, идентифицирующих государственно-организованное общество, обуславливающих его воспроизводство, овладеть навыками использования накопленного теоретического опыта для понимания многих современных политических и социально-экономических явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовую базу организации и деятельности органов власти России;
информационно-справочные издания, содержащие сведения по истории государственного управления России.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с информацией, связанной с организацией и деятельностью государственного аппарата России;
работать с правовыми базами данных, содержащих информацию по этим вопросам;
использовать официальную информацию и акты органов государственной власти в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска ретроспективной информации по истории российской государственности, совершенствованию государственной службы;
способностью обобщения, анализа и воспроизведения указанной выше информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Российская государственность и ее основополагающие элементы
1.1. Российская государственность и ее основополагающие элементы Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенность российской государственности. Факторы, определившие своеобразие русского исторического процесса. Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление и развитие системы организации государственной власти в России
2.1. Установление самодержавия в России и развитие государственного аппарата (XV – начало ХХ вв.) Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
2.2. Государственный аппарат России в системе советского государства (1917–1991 гг.) Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
2.3. Становление и развитие системы организации государственной власти в постсоветской России Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
2.4. Организация государственной власти и управления в РСФСР – России в условиях распада СССР Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.5. Формирование исполнительной власти в России. Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.6. Становление новой системы организации государственной власти России 1990-1993 гг. Сам. работа 1 30 Л2.1, Л1.1
2.7. Противостояние двух ветвей власти в России в 1993 г. Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.8. Конституция РФ 1993 г. и формирование новых органов государственной власти. Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1
2.9. Национальный вопрос и государственное устройство. Межнациональные конфликты: их классификация и характеристика. Сам. работа 1 21 Л2.1, Л1.1
2.10. Специфика государственного управления на региональном уровне Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.11. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Алтайского края) Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Государственная служба в конце XX - начале XXI вв.
3.1. Государственная служба в постсоветской России Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
3.2. Постсоветское российское чиновничество Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
3.3. Правовые основы государственной службы в Российской Федерации. Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Идеологические ориентиры современной России
4.1. Идеологические ориентиры современной России Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Проблема государственной идеологии Практические 1 10 Л2.1, Л1.1
4.3. Конституция 1993 г. и отказ от государственной идеологии. Поиски её руководством страны во второй половине 90-х гг. и начале XXI века. Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1
4.4. Экзамен 1 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Соотношение понятий «государство и государственность» в современном научном знании.
2. Введение поста Президента РСФСР и особенности его правового положения.
3. Создание Конституционного Суда в РСФСР.
4. Выстраивание вертикали исполнительной власти в России (1991 – 1993гг.)
5. Федеративные отношения в 1990-1993 гг. («парад суверенитетов», Федеративный договор и попытки его реализации, Совет глав республик 1992 г., Совет губернаторов 1992 г.).
6. Складывание избирательной системы в РФ.
7. Конституция РФ 1993г. и ее роль в формировании российской государственности.
8. Основные черты сходства и различия системы высших государственных органов РФ, установленной Конституцией РФ 1993 г., по сравнению с предшествующим периодом.
9. Особенности организации и деятельности Федерального собрания Российской Федерации.
10. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.
11. Институт президентства РФ по Конституции 1993 г. Администрация Президента и ее роль в организации и функционировании политической системы России.
12. Система федеральных органов исполнительной власти в 1993 – начале 2000-х годов.
13. Правовая база организации и деятельности органов власти субъектов федерации РФ (на примере Алтайского края).
14. Судебная система РФ в 1993 – начале 2000-х гг.
15. Проблема местного самоуправления в современной России.
16. Характеристика современной чиновничьей страты.
17. Роль современного российского чиновничества в проводимых руководством страны реформах политической системы.
18. Национальный вопрос в федеративном устройстве России.
19. Состояние идеологической составляющей в государственности современной России.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Органы представительной власти РСФСР накануне обретения суверенитета.
2. Органы исполнительной власти РСФСР на рубеже 80-х – 90-х гг. ХХ в.
3. Институт президентства Российской Федерации.
4. Администрация Президента и ее роль в организации и функционировании политической системы России.
5. Особенности организации и деятельности Федерального собрания Российской Федерации.
6. Правительство Российской Федерации: реорганизации и новации.
7. Отраслевые федеральные органы исполнительной власти (на конкретном примере).
8. Организация власти в субъекте федерации (на конкретном примере).
9. Проблема местного самоуправления в современной России.
10. Национальный вопрос в федеративном устройстве России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Полный перечень ФОС пердставлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1438)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарафанов Д.Е. История государственности Российской Федерации: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Н. Кузнецов История государства и права России: Москва : Дашков и Ко, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.kremlin.ru/
Э2 2.Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.government.ru
Э3 3.Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.duma.gov.ru
Э4 4.Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.council.gov.ru
Э5 5.Сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gov.ru
Э6 6.Официальный сайт Алтайского края: новости, законы постановления [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.altairegion22.ru
Э7 7.Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.altsovet.ru
Э8 8. ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/ –
Э9 9.– Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э10 10.- Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э11 11. - Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э12 Курс в Moodle "История государственности РФ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины студенты должны обратить внимание на то, что государственность как историческая и политико-правовая категория, представляет собой комплексное понятие, состоящее из нескольких относительно самостоятельных частей. В литературе принято выделять четыре таких компонента – это государственное устройство, государственный аппарат, государственных служащих и идеологию. Учебный курс, нацеленный на изучение этих составляющих государственности, включает соответствующие темы.
При освоении вводной части студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов и периодизации курса. В частности, происходит знакомство обучающихся с такими понятиями как «государство» «государственность», «государственный аппарат», «государственная служба» и пр. В ходе изучения основ курса стоит обратить внимание на работы российских историков, политологов, юристов, в которых затрагивались проблемы государственного строительства, взаимоотношения власти и общества и пр. (С.А. Авакьяна Т.Г. Архиповой, З.М. Зотовой, А.Ю. Малышева, В.В. Согрина и др.).
При изучении основной части (содержательной) дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных этапам складывания государственного устройства и развития государственного аппарата, общего и особенного в его истории. Хронологические рамки курса охватывают период 1990-х годов и начала нового XXI века. Однако в рамках дисциплины рассматривается краткая история становления, развития и кризиса государственности Российской империи и СССР. Студент также должен сосредоточить внимание на изучении основных направлений поиска государственной идеологии, корпуса государственных служащих и состоянию этой страты в современной России. Рассматриваемый период сложен для изучения тем, что практически отсутствует дистанция, так необходимая для понимания места изучаемых фактов в событийном ряду, для анализа имевших место последствий.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Следует понимать, что основы правовых знаний могут быть использованы в различных сферах дальнейшей деятельности. Содержание практических занятий способствует обучению новым методам исследования, изменению научного профиля для дальнейшей профессиональной деятельности.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1438