МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать комплексное представление о месте и роли правового компонента в системе государственного контроля в ведущих странах мира над процессами в сфере управления документацией и архивами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: знание истории и современного состояния зарубежного опыта управления документами и архивами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь применять полученные знания в исследовательской работе и на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления тенденций развития информационно-документационного обеспечения управления;
навыками анализа обобщения и критической оценки зарубежного правового опыта в целях его оптимального учета при решении наиболее острых проблем в практике отечественного документооборота.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Международный опыт управления документацией и архивами.
1.1. Управление документацией и архивами. Общая информация. Лекции 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Документация в информационном обществе:международный опыт управления документами. Практические 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Управление документацией в зарубежных странах. Практические 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 67 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Французский опыт управления документацией и архивами.
2.1. Управление документацией и архивами во Франции. Лекции 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие французского архивного законодательства. Практические 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Документационно-архивное право Великобритании.
3.1. Управление документацией и архивами в Великобритании. Лекции 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Современное законодательство Великобритании в области управления электронными документами. Практические 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 60 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4.Документационное законодательство и управление документацией в Германии.
4.1. Особенности управления документацией в Германии. Лекции 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности управления документацией и архивами в Германии Практические 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5. Федеральное документационно-архивно-информационное законодательство США и его место в общей социально-правовой системе государства и в управлении документами.
5.1. Роль американского законодательства в управлении документацией и архивами. Практические 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.2. Особенности управления документацией в США. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие «архивная система». Структура и состав архивной системы. Влияние госу-дарственного устройства на архивные системы зарубежных стран.
2. Понятие «Архивный фонд». Система и органы управления информационными ре-сурсами в зарубежных странах.
3. Документация, документный комплекс как часть национальных информационных ресурсов.
4. Управление документацией как элемент управленческой деятельности в государ-ственных и коммерческих организациях.
5. Объекты правового регулирования в зарубежном законодательстве в сфере управле-ния документацией.
6. Нормативные акты стран ЕС о защите данных. Законодательные акты стран ЕС об электронной подписи. Европейские концепции в сфере управления документацией.
7. Международные и национальные стандарты, регламентирующие работу с докумен-тами. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечно-му и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
8. Архивная служба Франции: структура, состав, основные направления и сферы дея-тельности учреждений, входящих в состав архивной службы Франции.
9. Управление архивами и архивным делом в современной Германии: особенности ар-хивной системы, сеть архивов, характеристика основных типов архивов.
10. Национальный архив Великобритании: общая характеристика, основные направления деятельности, обязанности в сфере управления архивным делом.
11. Государственное устройство и особенности управления архивным делом в США. Основные типы и виды архивов.
12. Президентские архивы США: история формирования, статус, состав документов и роль в жизни общества и государства.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении.
Конкретные оценочные средства размещены на Едином образователньом портале АлтГУ: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=379
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1294
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брюханова Е.А. Управление документами: АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3443
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=379
Э2 Федеральный архив (Bundesarchiv - Federal Archives) http://bundesarchiv.de
Э3 Национальный архив Великобритании (The National Archives of Great Britain) http://www.nationalarchives.gov.uk/ (англ.)
Э4 Администрация национальных архивов и документации (National Archives and Records Administration) http://www.archives.gov
Э5 Библиотеки и архивы Канады http://www.collectionscanada.gc.ca
Э6 Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение формирования правовых основ управления документацией и архивами в странах Европы, Америки и СНГ. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=379
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный зачет проводится по билетам, включающим один вопрос по темам из разделов курса. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.