МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архивного дела на Алтае

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История архивного дела на Алтае

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров Владимир Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров Владимир Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины заключается в получении знаний о становлении и развитии архивного дела на Алтае в контексте общероссийской истории архивного дела.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5 способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события, ключевые моменты в истории архивнорго дела на Алтае;
вклад историков, архивистов, краеведов в развитие и формирование архивного фонда;
нормативно-методические основы архивного дела на Алтае в историческом развитии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями об особенностях архивного дела на Алтае в разные исторические периоды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Становление и развитие архивного дела на Алтае в середине XVIII-начале XX вв.
1.1. Организация хранения документов в архиве Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Комплектование и условия хранения документов в архиве Главного управления Алтайского округа во второй половине XIX-начале ХХ вв. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Нормативные основы регулирования архивной деятельности на Алтае во второй половине XVIII-XIX вв. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные направления и цели использования архивных документов Алтайского горного округа Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 3 25 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело на Алтае в 1918-1938 гг.
2.1. Становление архивного дела как отрасли государственной деятельности в 1918-1938 гг. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Комплектование Алтайского губернского архива в 1920-1930-е гг. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Хранение и использование архивных документов в 1920-1930-е гг. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 3 27 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3.Архивное дело в Алтайском крае (1939-1991 гг.)
3.1. Развитие архивного дела на Алтае в условиях системы НКВД-МВД (1939-1961 гг.) Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности использования архивных документов в годы ВОВ Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Изменения в архивном деле в 1961-1980-х гг. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.4. Основные направления работы архивных учреждений Алтайского края в 1960-1980-е гг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.5. Нормативно-методические основы деятельности архивных учреждений Алтайского края в 1961-1991 гг. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.6. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 3 27 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Архивное дело в Алтайском крае в 1990-х-2000-х гг.
4.1. Изменения в архивном деле Алтайского края в условиях новой государственности Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Нормативно-методические основы архивного дела в Алтайском крае Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Состояние и развитие Государственного архива Алтайского края (ЦХАФ АК) в 1990-е-начало 2000-х гг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.4. Состав Архивного фонда Алтайского края в 1990-е-начало 2000-х гг. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.5. Архивы и архивное дело в Алтайском крае на современном этапе Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.6. Комплектование Архивного фонда Алтайского края на современном этапе Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.7. Основные направления и проблемы использования документов Государственного архива Алтайского края на современном этапе Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.8. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 3 30 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Образование и развитие архива Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства.
2. Нормативное регулирование организации хранения архивных документов в архиве Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства – архиве Главного управления Алтайского округа.
3. Условия хранения архивных документов в архиве Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства – архиве Главного управления Алтайского округа.
4. Изменения в архивном деле на Алтае в 1918-1920-х гг.
5. Органы государственного управления архивным делом на Алтае в советский период.
6.Использование документов архива Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства – архива Главного управления Алтайского округа.
7. Развитие архивного дела на Алтае в системе органов НКВД-МВД.
8. Комплектование Архивного фонда Алтайского края в 1930-е-1950-е гг.
9. Использование документов Государственного архива Алтайского края (ГААК) в 1930-е-1950-е гг.
10. Архивное дело в Алтайском крае в 1961-1991 гг.
11.Вопросы обеспечения сохранности документов ГААК в 1961-1991 гг.
12. Комплектование фондов ГААК в 1961-1991 гг.
13. Использование документов ГААК в 1961-1991 гг.
14. Нормативное регулирование деятельности архивных учреждений Алтайского края в 1961-1991 гг.
15. Изменения в архивном деле Алтайского края в 1990-е гг.
16. Деятельность ГААК (ЦХАФ АК) в 1990-е-2000-е гг.
17. Проблемы комплектования Архивного фонда Алтайского края в конце ХХ-начале XXI вв.
18. Нормативное регулирование архивного дела в Алтайском крае в XXI веке.
19. Проблемы использования документов ГААК на современном этапе.
20. Архивное дело Алтайского края в контексте развития архивного дела России на современном этапе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Влияние ВОВ на архивное дело в Алтайском крае.
2. Выдающиеся архивисты Алтая.
3. Проблемы комплектования архива Главного управления Алтайского округа
Полный список смотреть в ЭУМКД.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щетинина А.С. Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: , 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э2 Официальный сайт Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э3 Курс в Moodle ''История архивного дела на Алтае '' portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение основных этапов в развитии архивного дела на Алтае. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД.
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо вы-полнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный экзамен проводится по билетам, каждый билет включает два вопроса по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.