МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документы учета населения в исторической ретроспективе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Документы учета населения в исторической ретроспективе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров Владимир Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров Владимир Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у студентов основные представления о развитии «учетного дела» в России досоветского периода: причинах и специфике проведения различных видов учета населения, об основных принципах и методах сбора информации, выработать навыки критического анализа источников;
- показать причины эволюции форм и содержания российских источников(материалов фискального, административного, церковного учета населения)в различные периоды отечественной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5 способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные разновидности источников по учету населения;
базовые понятия и показатели, которыми оперирует дисциплина;
основные методы анализа информации истоячников по учету населения;
3.2.Уметь:
3.2.1.критически оценивать информацию источников по учету населения и использовать ее в дальнейшей научной работе;
работать с базовыми показателями;
готовить научные публикации, опираясь на критический анализ документов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ориентации в источниковой базе российской истории;
методикой работы со статистическими таблицами;
навыками применения особого подхода к различным разновидностям исторических источников;
навыками подготовки научных публикаций, опираясь на критический анализ документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, место и значение курса. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности учета населения в допетровскую эпоху. Учет населения в XVIII – начале XX вв.
2.1. Особенности учета населения в допетровскую эпоху. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.2. Церковный учет населения XVIII – начала XX века в России. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Православные метрические книги, исповедные росписи: история введения и развития документов. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Учет населения в фискальных целях. История проведения ревизий населения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.5. Формуляр ревизских сказок. Результаты обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения: перечневые ведомости, окладные книги, генеральные табели. Достоверность материалов ревизий населения. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.6. Особенности административно-полицейского учета населения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.7. История появления и развития, документальная основа учета. Значение Сената и ЦСК в организации учета населения. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.8. История формирования и развития системы учета чиновничества. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.9. Характеристика формулярного списка чиновника. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.10. Система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.11. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.12. Учет промышленного производства. Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.1
2.13. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты). Практические 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.14. Изучение правовых актов и литературы по разделам курса. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 74 ПК-1, ПК-5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятия «исторический источник» и научно-исторические задачи изучения источников. Понятие «критика источника» в российской исторической науке.
2. Особенности учета населения в допетровскую эпоху.
3. Церковный учет населения XVIII – начала XX века в России. История введения и развития документов. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий.
4. Учет населения в фискальных целях. История проведения ревизий населения.
5. Формуляр ревизских сказок. Результаты обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения: перечневые ведомости, окладные книги, генеральные табели. Достоверность материалов ревизий населения.
6. Особенности административно-полицейского учета населения. История появления и развития, документальная основа учета. Значение Сената и ЦСК в организации учета населения.
7. История формирования и развития системы учета чиновничества. Характеристика формулярного списка чиновника.
8. Система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения.
9. Учет промышленного производства.
10. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Определение понятия «исторический источник» и научно-исторические задачи изучения источников.
2. Понятие «критика источника» в российской исторической науке. Содержание и методы внешней и внутренней критики источника.
3. Ревизии податного населения Российской империи. Достоверность материалов ревизий.
4. Документы церковного учета православного населения России. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий.
5. Особенности административно-полицейского учета населения. История появления и развития, документальная основа учета.
6. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Владимиров, Д. Е. Сарафанов; АлтГУ Информационные технологии в изучении метрических книг (население Барнаула в конце XVIII - начале ХХ в.): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 ДЕМОСКОП WEEKLY www.demoscope.ru
Э4 Курс в Moodle ''Документы учета населения в исторической ретроспективе '' portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
ДЕМОСКОП WEEKLY(http://www.demoscope.ru)

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Документы учета населения в исторической ретроспективе» состоит из введения и основного раздела, включающего 7 тем. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками и методами курса.
При изучении основной (содержательной) части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных особенностям проведения различных видов учета населения, основным принципам и методам сбора информации, эволюции форм и содержания источников(материалов фискального, административного, церковного учета населения). Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России.
В процессе работы над курсом используются: графические и наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора исторической информации и результаты ее обработки (метрические книги, ревизские сказки и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие демографические тенденции в прошлом.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий.
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо:
• посещать лекции (на лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал);
• принимать активное участие в работе на практическом занятии;
• выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
На основе изучения курса осуществляется формирование компетенций (ПК-1: способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры; ПК-5: способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций).
В ходе конспектирования изучаемого на лекциях материала и последующего ознакомления с ним у обучающихся формируются знания о развитии «учетного дела» в России досоветского периода; базовых понятиях, которыми оперирует дисциплина.
В ходе активной работы на практических занятиях, выполнения индивидуальных самостоятельных занятий формируются умения использования извлеченных сведений в научных целях; умения работы с базовыми понятиями курса. Помимо указанных, формируются навыки критического анализа источников и методики научно-исследовательской работы.
В конце семестра необходимо пройти тестирование по всем разделам курса. Выполнение теста ограничено по времени. При подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько). Желательно оставить время для проверки ответов.
К устному экзамену не допускаются студенты, имеющие задолженности по практическим занятиям и набравшие по результатам тестирования менее 50% правленых ответов (см. табл. «Оценивание выполнения тестов»). В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Критерии оценивания устного экзамена указаны в таблице «Оценивание ответа на экзамене».