Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_Э-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р эконом. наук, проф. Е.Е. Шваков
1.1. | сформировать теоретические представления о оптимальном функционировании домашних хозяйств, их роль в макроэкономической системе. Раскрыть процессы принятия решений ДХ в различных сферах деятельности ДХ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ПК-1 | способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-2 | способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные категории и законы развития домашнего хозяйства;социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности в ДХ и их взаимосвязь; цели, законы экономической деятельности на микро- уровне ДХ; актуальные проблемы и тенденции развития экономики ДХ; роль государства в экономике ДХ; социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; нормативно-правовую базу и типовые методики для расчета экономических и социально-экономических показателей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знания экономики при оценке экономических процессов и явлений в ДХ, применять знания для анализа хозяйственных проблем ДХ выделять актуальные проблемы современной экономики ДХ оценивать состояние и механизмы функционирования семьи как экономической ячейки; собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей ; на основе типовых методик рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения экономических знаний в жизнедеятельности своей семьи,использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики ДХ; навыками расчета экономических и социально-экономических показателей. Использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики ДХ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы экономики семьи | ||||||
1.1. | Дом и семья в истории экономической мысли | Лекции | 6 | 2 | ОК-3 | Л1.1 |
1.2. | Дом и семья в истории экономической мысли | Практические | 6 | 2 | ОК-3 | Л2.1 |
1.3. | Дом и семья в истории экономической мысли | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-3 | Л2.1 |
1.4. | Человеческий капитал и его воспроизводство | Лекции | 6 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Человеческий капитал и его воспроизводство. Инвестиции в человеческий капитал, их виды. | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | |
1.6. | Рентабельность образования и мобильность человеческого капитала | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | |
1.7. | Благосостояние семьи. Законы постребления. Жизнеобеспечение семьи. Доходы ДХ | Лекции | 6 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
1.8. | Уровень жизни, его дифференциация. Источники семейных доходов. | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
1.9. | Домашний труд. Натуральные доходы. | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3 | |
1.10. | Семейные расходы , их оптимизация | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.11. | структура расходов ДХ | Практические | 6 | 2 | ОК-3 | Л2.1 |
1.12. | Домашний бюджет. | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ПК-1 | |
Раздел 2. Организация домашнего хозяйства | ||||||
2.1. | Разделение домашнего труда, Домашний и рыночный труд | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Виды деятельности в ДХ | Практические | 6 | 2 | ПК-1 | |
2.3. | Домашний персонал | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | |
2.4. | Семейная собственность, При своение и отчуждение. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3 | Л1.1 |
2.5. | Институт наследования. Наследство и наследники. Проблемы поколений. | Практические | 6 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Историческая практика наследования собственности ДХ | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-1 | |
2.7. | Планирование семьи - экономические аспекты | Лекции | 6 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Жизненный цикл семьи. Экономические аспекты рождаемости | Практические | 6 | 4 | ОК-3 | |
2.9. | Экономика рождаенмости. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1 | |
2.10. | Брачный проект. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Проблемы брачного выбора. Издержки брака. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | |
2.12. | Брачные сделки. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под общ. ред. Яковлевой Е.Б. | МИКРОЭКОНОМИКА 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Корнейчук Б.В. | Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс moodle Региональная экономика и политика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. Методические рекомендации по подготовке рефератов Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются. |