МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы международной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Основы международной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является составной частью комплекса учебных дисциплин, дающих представление о теории и истории международных отношений. Цель курса – показать роль и значение конфликтов в современных международных отношениях, поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию.
В связи с этим основными задачами курса являются:
– определить содержание основных понятий конфликтологии в применении к международным отношениям;
– выявить типологию и виды классификации международных конфликтов;
– рассмотреть пути и механизмы урегулирования международных конфликтов;
– показать роль и степень вовлеченности международных организаций и внерегиональных держав в урегулирование конфликтов;
– проследить причины возникновения, эволюцию и перспективы урегулирования крупных региональных конфликтов в Азии и Африке;
– показать роль этнических, религиозно-культурных, исторических, политико-экономических и др. факторов в возникновении конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые политологические определения и концепции;
- основные подходы к определению национальных интересов и проблем обеспечения безопасности РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно анализировать современные политические реалии;
- критически оценивать разнородные источники информации;
- предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования аналитических методов сравнительной политологии;
- проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и структура международной безопасности
1.1. Понятие и структура международной безопасности Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Военная безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях
2.1. Военная безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие военных технологий и военная безопасность в современных условиях Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Актуальные проблемы нераспространения ОМУ Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях
3.1. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка
4.1. Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Опыт ведущих стран мира в обеспечении энергетической безопасности Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Продовольственная безопасность в условиях современного миропорядка
5.1. Продовольственная безопасность в условиях современного миропорядка Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Усилия мирового сообщества по обеспечению продовольственной безопасности Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экологическая безопасность в современных условиях
6.1. Экологическая безопасность в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Экологические аспекты современных международных отношений Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Информационная безопасность в современных условиях
7.1. Информационная безопасность в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Информационные и кибервойны в начале XXI в. Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Гуманитарные аспекты безопасности
8.1. Гуманитарные аспекты безопасности Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Культурная идентичность в условиях глобализации мира Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 72 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Т1. Понятие национальной безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.: характеристика основных вызовов.
3. Стратегия национальной безопасности США 2010 г.: характеристика основных угроз.
4. Экологическая безопасность в начале XXI в. и способы ее обеспечения.
5. Проблема обеспечения информационной безопасности как вызов XXI в.
6. Кибервойны в межгосударственных отношениях: задачи, тактика, эффективность.
7. Экономическая безопасность России: внутренние и внешние угрозы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова И.Б. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бартош А.А. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ ПО МЕЖДУНАРОДНИМ ОТНОШЕНИЯМ www.obraforum.ru
Э2 РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНИМ ДЕЛАМ www.russiancouncil.ru
Э3 ЖУРНАЛ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ" interaffairs.ru
Э4 FOREIGN AFFAIRS www.foreignaffairs.com
Э5 CHATHAM HOUSE www.chathamhouse.org
Э6 Учебная дисциплина "Основы международной безопасности" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.