МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент , Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного на решение социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-9 Способностью использовать специальные знания, полученнные в рамках напрвленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику анализа общественно-политических и социально-экономических событий и процессов для выявления потребностей в проектированиии
теоретико-методологические основы и специфику разработки концепции социального проекта с использованием специальных знаний в рамках направленности (профиля) образования

3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать план и осуществлять подбор методов анализа общественно-политических и социально-экономических событий и процессов для выявления потребностей в проектированиии
формулировать и обосновывать основные элементы концепции социального проекта с использованием специальных знаний в рамках направленности (профиля) образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками анализа и прогнозирования общественно-политических и социально-экономических событий и процессов для выявления потребностей в проектированиии
практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта с использованием специальных знаний в рамках направленности (профиля) образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 6 5 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 6 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 6 6 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
Теоретические вопросы
1. Сущность понятия социальный проект.
2. Философские аспекты социального проектирования
3. Субъект и объект социального проектирования.
4. Основные концепции социально-проектной деятельности.
5. Принципы разработки социального проекта.
6. Критерии успешного социального проекта.
7. Основные этапы социального проектирования.
8. Жизненный цикл социального проекта.
9. Инновационные и поддерживающие социальные проекты.
10. Основные источники финансирования социальных проектов.
11. Понятие концепции социального проекта.
12. Структура социального проекта.
13. Критерии эффективности социального проекта.
14. Назначение и технология экспертизы социального проекта.
15. Организация эффективной работы команды над проектом.
16. Методы командной работы над проектом.
17. Технология создания эффективной презентации для социального проекта.
18. Управление социальными проектами.
19. Методы и технологии управления социальными проектами.
20. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э2 Курс в moodle "Социальное проектирование в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.