МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические и политические процессы в СНГ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Экономические и политические процессы в СНГ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
Углубить знания студентов по проблемам истории постсоветских государств;
Указать основные направления изучения интеграционных процессов в странах СНГ;
Привлечь внимание студентов к возможности ведения ими самостоятельного научного исследования в данной области.
Задачи:
Сформировать у студентов представления о сущности процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
Изучить предпосылки дезинтеграции СССР и интеграции постсоветских государств;
Рассмотреть механизмы функционирования СНГ;
Осветить проблемы и перспективы развития интеграции в рамках СНГ и субрегиональных объединений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-22 способность понимать основные тенденции развития ключевых интеграционных процессов современности
ПК-23 владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов
ПК-24 способность ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
- конкретные исторические факты по истории Российской империи, СССР и СНГ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить информацию о ходе, тенденциях и процессах развития институциональной структуры СНГ;
- этапы формирования СНГ;
- договора между странами СНГ;
- институциональную структуру СНГ;
- интеграционные и дезинтеграционные процессы в рамках СНГ;
- система региональной безопасности и межгосударственных связей в рамках СНГ.
уметь:
- проводить сравнительный анализ фактов этапов развития СНГ;
- уметь анализировать современные тенденции политического, экономического и культурного развития стран СНГ;
- ориентироваться в средствах массовой информации стран СНГ;
- уметь дискутировать с использованием конкретных фактов истории развития стран СНГ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками сравнительного анализа по фактологическому материалу;
- отстаивать собственную точку зрения на по конкретных историческим фактам развития СНГ;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ
1.1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
1.2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 2. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития
2.1. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 3. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования
3.1. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 4. Регион СНГ во внешней политике России
4.1. Регион СНГ во внешней политике России Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 5. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе"
5.1. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
5.2. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 6. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе
6.1. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
6.2. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 7. Экономические и политические процессы в Центральной Азии
7.1. Экономические и политические процессы в Центральной Азии Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
7.2. Экономические и политические процессы в Центральной Азии Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 8. Интеграция Белоруси и России
8.1. Интеграция Белоруси и России Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
8.2. Интеграция Белоруси и России Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 9. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия
9.1. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
9.2. Военно-политическое сотрудничество стран СНГ Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 10. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве
10.1. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве Лекции 6 2 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
10.2. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве Практические 6 2 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 11. Подготовка к промежуточной аттестации
11.1. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 60 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
11.2. Подготовка к зачету Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе
2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве
3. Правовые и институциональные основы Содружества независимых государств.
4. СНГ в 1992-2012 гг.: векторы и динамика развития
5. Интеграция стран Центральной Азии
6. Евразийское экономическое сообщество
7. Интеграция Беларуси и России
8. Актуальные проблемы и перспективы развития СНГ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заблоцкий Р. А. Проблемы интеграции стран СНГ: Научная монография Москва: Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шумский Н. Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств. Организационно-правовое обеспечение процессов интеграции: Монография Минск: Белорусская наука, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Научный редактор и руководитель авторского коллектива: Большаков А.Г. Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки: монография Казань: Казанский университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. В. Шарапов Россия и постсоветское пространство [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 Пинкин В.И. Содружество Независимых Государств (СНГ): учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Интернет-портал СНГ www.e-cis.info
Э4 Учебная дисциплина «Экономические и политические процессы в СНГ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.