МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика переговорного процесса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика переговорного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отработка практических навыков ведения переговоров, что предполагает правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-1 Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ПК-2 Способен применять теории международных отношений для оценки современных международных проблем
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
ПК-4 Способен участвовать в разработке аналитических материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о теоретических и практических аспектах ведения переговоров;
базовые политологические определения и концепции;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные этапы и техники ведения перговоров;
самостоятельно анализировать современные политические реалии;
критически оценивать разнородные источники информации;
предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
ориентироваться в переговорной ситуации
проводить подготовку к переговорам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками адекватно использовать стратегии и тактические приемы при ведении переговоров;
навыками выделять структурные элементы переговоров и анализировать переговорный процесс

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика переговорного процесса
1.1. Особенности международных переговоров как практической деятельности Лекции 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Интересы и их восприятие на переговорах. Лекции 5 2
1.3. Игровая ситуация. «Формирование стереотипов восприятия». Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Общение на переговорах. Невербальные средства общения. Лекции 5 2
1.5. Ролевые игры: 1. «Представление друг друга». 2. «Смена ролей». Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Подготовка и ведение международных переговоров
2.1. Основные параметры подготовки к переговорам. Лекции 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Анализ конкретной ситуации. Подготовить переговоры по текущей проблеме мировой политике (выбирается преподавателем). Подготовка осуществляется в группах по 2-3 человека в качестве домашнего задания. На семинаре - сравнение и анализ подготовленных материалов. Практические 5 2
2.3. Стратегия ведения международных переговоров. Тактика ведения международных переговоров. Лекции 5 2
2.4. Игровые ситуации. 1. «Цена на нефть». 2. «Эдельвейс». Разбор и анализ игровых ситуаций. Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Игровые ситуации. 1. Покупка/продажа машины 2. Аренда дома 4. Создание студентами игры и ее проведение Анализ игровых ситуаций. Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Особенности ведения различных видов международных переговоров
3.1. Многосторонние переговоры. Лекции 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Игровая ситуация. «Загрязнение Рейна». Анализ игровой ситуации. Практические 5 6
3.3. Личностный и национальный стили ведения переговоров. Лекции 5 4 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Тест. «Ваш личностный стиль». Разбор теста. Практические 5 2
3.5. Посредничество и консультирование на переговорах. Лекции 5 2
3.6. Игровые ситуации. 1. «Консультативная деятельность третьей стороны». 2. Имитационная игра по урегулированию одного из современных международных конфликтов с помощью посредника (домашнее задание). Практические 5 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Виды самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы 2. Написание реферата 3. Подготовка к практическим занятиям (к проведению переговорных игр и анализу итогов) 4. Создание собственной игры в группах по 2-3 человека подготовка к итоговой игре Сам. работа 5 66 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетова И. С. Теоретико-методологические основы деловых переговоров в сфере международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мазалов В. В., Менчер А. Э., Токарева Ю. С. Переговоры. Математическая теория: Учебные пособия Издательство "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Матвеева Л.В., Крюкова Д.М., Гараева М.Р. ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научный журнал International Negotiations interneg.org
Э2 Changing Minds changingminds.org
Э3 Processes of International Negotiation webarchive.iiasa.ac.at
Э4 Учебная дисциплина «Теория и практика переговорного процесса» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках Практикума "Ведение переговоров" магистранты отрабатывают практические навыки ведения переговоров, что предполагает правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса.
Формы работы делятся на традиционные (практические занятия) и интерактивные (дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач, ролевые игры).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
– ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
– просмотреть материалы к теме, представленные на Образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=378;
– руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
– использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета;
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
Методические рекомендации по подготовке и проведению ролевой игры
Ролевая игра - совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Организация деловой игры, как правило, включает несколько этапов:
подготовка,
проведение,
анализ.
Подготовка деловой игры.
Этап 1-й, диагностика основных элементов деловой игры:
1) выбор темы и диагностика исходной ситуации;
2) определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических);
3) определение структуры ДИ;
4) диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций;
5) диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.
Этап 2-й, подготовка сценария:
1) системный анализ исходной информации;
2) анализ существующих способов решения поставленных проблем;
3)выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка применительно к данной ДИ;
4) подготовка сценария.
Проведение деловой игры.
Этап 1-й, ознакомление обучающихся с исходной информацией:
1) изложение преподавателем исходной информации, совместное определение задач игры и учебных задач;
2) распределение ролей.
Этап 2-й, подготовка слушателей к игре:
1) анализ исходной информации;
2) изучение специальной литературы;
3) подготовка к выполнению ролевых функций.
Этап 3-й, проведение игры:
1) выполнение участниками ролевых функций;
2) управление процедурой;
3) анализ результатов игры обучающимися;
4) подведение итогов игры преподавателем.
По итогам игры преподаватель совместно со слушателями оценивает активность и степень овладения материалом участников игры, делает выводы.