МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон. наук, доцент, Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон. наук Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть основы развития системы мировой экономики
Выявить закономерности формирования и динамики международных экономических отношений
Показать место и роль различных субъектов и их интересов в динамике мирового хозяйственного процесса
Раскрыть роль экономики ведущих стран в развитии МЭ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способность ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
ПК-19 способность владеть базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
Основные процессы в мировой экономике. Основные тенденции и закономерности развития мировой экономики и ее акторов на разных уровнях. Источники информации.
Структуру обзоров, рефератов и аннотаций. Основные технологии в сфере коммуникаций
Основные теории тенденции и факторы развития мировой экономики.
Систему субъектов мировой экономики и их экономические интересы.
Важнейшие формы международных экономических отношений, проблемы и тенденции развития. Экономические основы возникновения и развития современных международных ситуаций, понимать причинно-следственные связи между явлениями международной жизни,основные источники информации
Место стран в мировой экономике Многообразие форм международных экономических отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять роль мировой экономики в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах
Анализировать поведение акторов их его последствия
Находить причинно-следственные связи между ними.Систематизировать информацию по группам
Составлять обзоры
,искать информацию по проблеме Использовать статические показатели для оценки состояния развития МЭО.
Анализирповать состояние и тенденции развития мировой экономики
Выявлять проблемы развития страны в контексте мирохозяйственных процессов.Выявлять экономические корни конфликтов в мировой системе Анализировать влияние МЭО на развитие международных ситуаций. Уметь работать с базами данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью комплексно оценивать взаимосвязь мировой экономики и других сфер жизни общества, навыками выявления проблем развития мировой экономики, навыками выявления противоречий, отбора информации, навыками написания рефератов.
Навыками обработки информации. Перспектив экономических отношений стран в МЭ , их влияния на глобальные процессы.Навыками оценки экономических составляющих мировой общественной системы
Оценки перспектив отношений РФ навыками прогнозирования возможного развития международных ситуаций. Навыками анализа баз данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в мировую экономику
1.1. Сущность и струкатура МЭ, этапы развития Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Структура мировой экономики. Экономика отдельных стран. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2
1.3. Глобальные тенденции в развитии экономики. Проблемы глобализации и глобальные проблемы.Россия, США, ЕС, Китай в глобальной экономике Лекции 5 2 Л1.2
1.4. Теории глобализации, проявлнения глобализации и ее проблемы.Ресурсы и отрасли мировой экономики Практические 5 2 Л1.2, Л2.2
1.5. Глобальные проблемы современного развития;ресурсы и отрасли мировой экономики Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основные международные экономические отношения.
2.1. Международная торговля, ее специфика, формы и тенденции. Лекции 5 2 Л1.2
2.2. Теории международной торговли и специализации. Практические 5 4 Л1.2
2.3. Инструменты анализа мировой торговли Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Торговая политика и ее инструменты. Либерализм и протекционизм. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Торговая политика стран и ее эффекты. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Торговая политика. ее инструменты. Торговая политика стран, политика Китая,США, России. Сам. работа 5 8 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Международная миграция капитала и ее эффекты. Лекции 5 2 Л1.2
2.8. Эффекты миграции капитала для разных субъектов мировой экономики. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2
2.9. Оценка динамики миграции капитала России, КНР Сам. работа 5 6 Л1.2, Л2.2
2.10. Международная миграция рабочей силы. Лекции 5 2 Л1.2
2.11. Эффекты миграции РС. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2
2.12. Основные миграционные потоки Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Международная экономическая интеграция.Россия в интеграционных процессах Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2
2.14. Основные интеграционные системы , их динамика, эффекты и проблемы развития. Практические 5 2 Л1.2, Л2.2
2.15. Китай в интеграционных процессах Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Мировая валютная система и ее эволюция.Валютные курсы и факторы их изменения. Лекции 5 2 Л1.2, Л2.2
2.17. Валютные курсы и национальная экономика. Платежный баланс. Его влияние на валютный курс.Валютная политика стран мира. Практические 5 4 Л1.2, Л2.2
2.18. Проблемы функционирования и тенденции развития МВС. Сам. работа 5 6 Л1.2, Л2.2
2.19. Основные международные экономические организации, их функции и проблемы. Лекции 5 2 Л1.2
2.20. МВФ, ВТО, МБ, Клубы кредиторов. G20.Проблемы глобального регулирования. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2
2.21. ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, G7, G20. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2
2.22. Динамика конкурентоспособности стран и политика правительств. Сам. работа 5 4 Л1.2, Л2.2
2.23. Научно-техническое сотрудничество стран. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2
2.24. Место РФ, США, ЕС, Китая в мировой экономике Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1 Глобализация, ее Современные аспекты.
2. Теории глобализации(Т.Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П.Аллегре, П. Даниелс.)
3. Экономичесмкие санкции в МЭ, их влияние на МЭ
4. Проблемы экономических санкций для РФ.
5. Проблемы экономических санкций для стран
6. Международная экономика как фактор экономического роста стран ( по выбору студента)
7. Направления реформирования торговой политики РФ ( и др стран)
8. Вступление России в ВТО и его последствия.
9. Конкурентоспособность России, состояние и проблемы.
10. Роль ТНК в международной экономике.
11. Опыт международного регулирования деятельности ТНК.
12. Проблемы становления российских ТНК, их значение в развитии экономики РФ.
13. Бегство капитала из России: масштабы, причины, последствия, способы возврата.
14. Иностранные инвестиции в Россию.
15. Мировой опыт свободных экономических зон. Офшорные зоны
16. «Утечка мозгов» из России: масштабы и последствия.
17. Проблемы и последствия иммиграции в Россию.
18. Россия на рынке технологий.
19. Особенности мирового финансового кризиса 90-х годов.
20. РФ в кризис 2008г.
21. Китайские ТНК за рубежом
22. Доллар , его роль в российской экономике.
23. Проблемы российской валюты, юаня
24. Реформа мировой финансовой системы - возможные проекты.
25. Внешнеэкономическая безопасность России. Границы импортозамещения
26. Внешний долг России, его динамика
27. Россия , (Китай) как кредитор и заемщик.
28. Модель экономического пояса "Шелкового пути"
29. Валютная интеграция в ЕС.
30. Проблемы европейской интеграции.
31. Брексит
32. Современные торговые войны
33. БРИКС - экономические перспективы
34. Проблемы взаимодействия стран ЕАЭС
35. Проблемы деятельности международных экономических организаций (по выбору студента).
36. ШОС - перспективы экономического сотрудничества
37. Концепция 4 промышленной революции и ее мирохозяйственное значение
38. Китай в МВС
39. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
40. Золото в мировой экономике.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николаева, И.П Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник : Дашков и К, 2016 : https://e.lanbook.com/book/93348
Л1.2 Мантусов и др. МИровая экономика и международные экономические отношенитя: Учебник Юнити-Дана, 2015 :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426625
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербанин и др. Мировая экономика: Учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115038
Л2.2 Шкваря Л.В. Мировая экономикак : схемы и таблицы: Учебное пособюие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э2 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международная организация труда – http: //www.ilo.org
Э7 мировая экономика курс в системе MOODLE Алтгу portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении практических заданий, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответствующим темам, накапливая материал для успешной прохождения промежуточной аттестации. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог) - для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти материалы не только до момента аттестации по курсу, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета. Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения практических заданий и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающих непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к промежуточной аттестации, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствие недостатка времени для аудиторной работы.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические положения и модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных практических заданий, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов;
• приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.


.