МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика медиаисследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика медиаисследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.– теоретическое и практическое овладение современной методологией исследования функционирования средств массовой информации; 2 – глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, её сопряжённости с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации; 3. – постижение конкретно-исторического развития научной мысли, формирование научных парадигм, сформировавших важнейшие отрасли современной науки, в том числе – и гуманитарной; 4 – понимание специфики научного подхода к изучению различных сфер деятельности средств массовой коммуникации и массовой информации, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков для научных исследований и повседневной работы журналиста; 5. – выработка навыка определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; 6. – закрепление

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-1 Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы сбора, отбора и обобщения информации; основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках выбранных видов профессиональной деятельности; анализировать проблемную ситуацию, выделяя её базовые составляющие, осуществляет декомпозицию поставленной задачи; предлагать различные варианты решения проблемной ситуации, оценивая их достоинства и недостатки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт библиографического поиска, создания научных текстов; навыками формирования
научного текста в соответствии с академическими правилами и форматами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология медиаисследований
1.1. Методология научного исследования. Метод и методология. Лекции 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Классификация методов научного исследования Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Классификация методов научного исследования Сам. работа 2 8 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Метод и методология в научном исследовании Практические 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Особенности современного социального познания. Специфика методов социально-гуманитарных наук. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. О новой парадигме социальной методологии. Роль общенаучных методов и принципов в социально-гуманитарных и медиаисследованиях: наблюдения, этнометодологии, социального эксперимента, биографического, идеографического, монографического методов, сравнительного (компаративистского) метода, проективных и игровых методов, тестирования, социометриии, медиаметрии, иконографии. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Основные научные течения и школы исследования СМИ. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. Сам. работа 2 6 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Компоненты СМИ как предмет исследования. Анализ материалов СМИ. Анализ носителя информации. Анализ процессов получения информации. Концептуальные приемы научных исследований СМИ. Техника проведения научных исследований (основные приемы). Методологические подходы к исследованию новых сфер функционирования средств массовой информации (специализированных, тематических, медиаконвергентных, сетевых СМИ, блогосферы…) Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Разработка плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения различных подходов. Типы и виды медиаисследования, цели и задачи. Этапы медиаисследования. Оформление результатов. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Техника проведения научного исследования Практические 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества Сам. работа 2 22 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Коллоквиум «Современные методы медиаисследований» Сам. работа 2 40 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Разработка и реализация плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения методов исследования. Порядок исследовательской работы Практические 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методика и методы медиаисследований
2.1. Методология классической рациональности: совокупность диалектико-материалистических методов исследования СМИ. Методы изучения систем, структур, методов и выразительных средств журналистики. Принципы диалектико-материалистического исследования. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Количественные методы исследования. Эмпирические методы исследования СМИ: процедуры и методы методы сбора, анализа и проверки эмпирического материала: исследование медиатекстов. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Исследования массовой аудитории. Изучение аудитории теле- и радиовещания. Медиаметрия. Рейтинги СМИ, медиахолдингов и компаний. Исследование онлайн-СМИ, онлайн-опросы. Морниторинг в реальном времени. Специальные методы изучения «новых медиа». Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Количественные методы исследования. Методы эмпирической социологии в медиаисследованиях Практические 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Методология неклассической рациональности. Социальная феноменологии, герменевтика как ведущие методы социально-гуманитарного исследования. Качественные методы исследования. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Качественные методы исследования. . Cтратегии качественного исследования: этнография, исторические исследования, этнометодология, обоснованная теория, case study, life story, oral history, визуальные исследования. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Опрос и интервью как методы сбора информации Практические 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Методология постнеклассической рациональности. Специфика парадигмы постмодерна. Парадоксы эпистемологии. Эстетика постструктурализма. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Методы качественного исследования медиа Практические 2 2 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. Сам. работа 2 12 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Синергетическая методология и медиаисследования. Принцип нелинейности в изучении самоорганизации медиасистем. Новые медиа:динамика исследовательских подходов. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Информация и коммуникация.Профессии информации и коммуникации. Нематериальная сущность информации. Материальная сущность коммуникации. Информация как абстрактный контент. Роль языка. Информация и пропаганда. Информационное общество и его определения. Технократические видения будущего СМИ. Галактика Гутенберга и галактика Маклюэна. Работы Тоффлера и Белла. Информациональный капитализм Кастелльса. Теория использования СМИ и техники. Лекции 2 1 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Реферат Сам. работа 2 35 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Экзамен 2 27 УК-1, ПК-1 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л1.2 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.3 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
Л2.4 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс Moodle "Методология и методика медиаисследований" portal.edu.asu.ru
Э2 Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система URL: http://biblio-online.ru.
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э4 Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека» liber.rsuh.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Текстовый редактор Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Реферат. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.