МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика медиаисследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика медиаисследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.– теоретическое и практическое овладение современной методологией исследования функционирования средств массовой информации; 2 – глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, её сопряжённости с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации; 3. – постижение конкретно-исторического развития научной мысли, формирование научных парадигм, сформировавших важнейшие отрасли современной науки, в том числе – и гуманитарной; 4 – понимание специфики научного подхода к изучению различных сфер деятельности средств массовой коммуникации и массовой информации, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков для научных исследований и повседневной работы журналиста; 5. – выработка навыка определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; 6. – закрепление

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления научных исследований по проблемам теории и практики журналистики, подходы к определению актуальной проблемы медиаисследования, методику выбора способов и методов научного медиаисследования и разработки медийных исследований разной степени сложности.
3.2.Уметь:
3.2.1.создать логически выстроенное письменное исследование; выражает в исследовательской работе мировоззренческую и научную позиции; способен организовать самостоятельную работу по реферированию и анализу научной литературы; организовать проведение эмпирического медиаисследования, выбрать актуальную тему для научного доклада и научной статьи, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования и организации и разработки самостоятельного научного медиаисследования разной степени сложности; подготовки научного доклада, сообщения на семинаре, презентации научного сообщения; навыками подготовки научной статьи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы научного исследования системы массмедиа
1.1. Наука как социокультурный феномен. Становление научного знания. Методология научного исследования. Метод и методология Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Особенности современного социального познания.Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии.Специфика методов социально-гуманитарных наук. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные научные течения и школы исследования СМИ Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Метод и методология в научном исследовании. Ведущие отечественные медиаисследователи: методологические подходы и новаторство Практические 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Техника проведения научного исследования Практические 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Контент-анализ содержания текстов СМИ Практические 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Метод фокус-группы в медиаисследованиях Практические 1 2 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества Сам. работа 1 16 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Основные направления исследования медиадискурса Сам. работа 1 14 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Коллоквиум «Современные методы медиаисследований» Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Реферат Сам. работа 1 19 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Экзамен 1 9 ОК-1, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Методология научного исследования. Метод и методология.
2. Классификация методов научного исследования. Многоуровневая концепция методологического знания. Общенаучные и дисциплинарные методы исследования СМИ.
3. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии. Актуальность её для современных медиаисследований.
4. Актуализация проблемы междисциплинарных исследований функционирования СМИ и СМК в период становления информационного общества.
5. СМИ как объект исследования. СМИ и медиа – различия терминов. Информация и коммуникация.
6 Медиаисследования и исследования СМИ. Медиа, культурные продукты и СМИ как объекты исследования.
7. Компоненты СМИ как предмет исследования.
8. Эмпирико-функционалистский подход к исследованию СМИ.
9. Франкфуртская школа исследования СМИ и массовой коммуникации. Значение в развитии дисциплинароной методологии.
10. Наследие Торонтской школы медиаисследований. Становление междисциплинарной методологии исследований СМИ и МК.
11. Ведущие отечественные школы медиаисследований: историческая типологизация, типология СМИ, теория журналистики, социология журналистики, медиаэкономика, аксиологии и деонтология СМИ, профессиональная этика.
12. Коммуникативистика: теоретические концепции и методы.
13. Культурологические подходы к анализу СМИ.
14. Системно-структурный метод исследования СМИ и журналистики.
15. От Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет: эволюция поля и методов исследования СМИ и МК.
16. Количественные методы исследования СМИ. Общая характеристика.
17. Контент-анализ исследования содержания СМИ.
18. Исследование аудитории СМИ: валидность опросных методов, качественный анализ результатов.
19. Качественные методы исследования. Фокус-групповое исследование.
20. Методы неклассической рациональности в медиаисследованиях: биографический, энтографичекий методы.
21. Методы дискурс-анализа. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ медиадискурса.
22. Семиотический анализ содержания СМИ. Особенности и анализа семиотических систем с различной знаковой структурой: печатных, визуальных, мультимедийных.
23. Постмодернистская парадигма исследования социальности и журналистика. Эстетика постмодерна, деконструкция, гиперреальность как предметная область анализа.
24. Новые медиа: методы исследования онлайновых СМИ, блогосферы, мультимедийного контента.
Структура билета
Экзаменационный билет № 3
1. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии. Актуальность её для современных медиаисследований.
2. Типовое практическое задание: методологический подход и методика конкретного медиаисследования (продемонстрировать на примере собственного научного исследования).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:

1. Функционирование журналистики в системе глобальной коммуникации: структурно-функциональный подход к исследованию.
2. Типология авторских подходов исследователей к формам и содержанию СМИ.
3. Науки «нового поколения» (семиотика, герменевтика, синергетика) в исследовании массмедиа и журналистики.
4. «Медийный человек» как предмет исследования: основные методы характеристики функционирования в цифровой среде массмедиа и журналистики.
5.«Визуальные исследования» как метод изучения содержания контента сетевых СМИ.
6.Методы качественного анализа содержания контента СМИ.
7.Дискурс-анализ контента СМИ: основные характеристики метода.
8. Методы социологического исследования аудитории СМИ.
9. Мультимедийная журналистика: особенности междисциплинарной методологии исследования.
9. «Новые СМИ» в зеркале междисциплинарного подхода.
10. Методика исследования амбивалентности конфликтогенных текстов в содержании СМИ.
11. Социальные сети и СМИ: методология и методы исследования взаимодействия.
12.Исследователь СМИ как эксперт содержания и воздействия материалов СМИ на общественное мнение аудитории.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л1.2 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) www.spsl.nsc.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии.
Реферат. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.