МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональные аспекты международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., профессор, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Региональные аспекты международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о современных экономических и политических процессах в отдельных регионах мира, сформировать у них понимание характерных тенденций развития международных отношений и роли регионов в современном миропорядке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-21 способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Российской Федерацией
ПК-23 владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы внешней политики и дипломатии ведущих стран регионов;
- специфику внутренней российской и зарубежной регионалистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно проводить анализ направлений внешней политики стран региона;
- определять трансграничные связи между российскими и зарубежными регионами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления общих и особенных черт внешней политики и дипломатии зарубежных стран;
- определения предела и возможностей трансграничных связей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Основные понятия курса. Регион и региональная подсистема: понятие и типология Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Подходы к определению международно-политического региона Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Региональные процессы в международно-политическом регионе
2.1. Региональная подсистема: понятие, типология, этапы становления Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Принципы сравнительного анализа региональных подсистем Практические 6 2 Л2.1, Л1.2
2.3. Теории региональной безопасности и региональной интеграции. Регионализм и регионализация Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Интеррегионализм и трансрегионализм Практические 6 4 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Регион Евразия и трансграничные регионы России
3.1. Подходы к определению понятия и особенностей региона Евразия Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Региональная политика РФ и международное сотрудничество российских регионов Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях
4.1. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Восточноазиатская региональная подсистема и политика ведущих держав в регионе Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Большой Ближний Восток в современных международных отношениях
5.1. Региональные процессы и региональная интеграция на Ближнем Востоке Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Ближневосточная региональная подсистема и интересы ведущих стран в регионе Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Североамериканский и Европейский регионы в современных международных отношениях
6.1. Европейский Союз как макрорегион. Региональная политика ЕС Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Североамериканская региональная подсистема и политика США Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Проблема будущего «евростроительства» и позиции Великобритании, Франции и ФРГ Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Регионы Западной, Восточной и Южной Европы в системе трансграничного сотрудничества Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях
7.1. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Региональная интеграция в Латинской Америке Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Государства Африки в современных международных отношениях
8.1. Африканская региональная подсистема: основные характеристики Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Экономическое и политическое положение стран региона.Политика США, РФ, ЕС и Китая в регионе Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 42
8.4. Подготовка к зачету по курсу Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Барыгина И. Н. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин И.В., Леонова О.Г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Европейского Союза europa.eu
Э2 Официальный сайт программы трансграничного сотрудничества "ИНТЕРРЕГ" www.interregeurope.eu
Э3 Официальный сайт Лиги арабских государств www.lasportal.org
Э4 Официальный сайт Африканского Союза au.int
Э5 Учебная дисциплина «Региональные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.