МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов адекватных представлений о региональных подсистемах современной системы международных отношений;
- выявление форм, масштабов, степени интегрированности в рамках отдельных региональных группировок;
- раскрытие особенностей региональной политики основных акторов международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений
ПК-3 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание основных понятий, связанных с процессами регионализации современных международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять типологию и виды регионов в структуре современных международных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа интеграционных процессов в рамках регионов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионализм: сущность и типы
1.1. Введение Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Регионализм: сущность и типы Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Регион в системе международных отношений
2.1. Регион в системе международных отношений Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Глобализация и регионализация в современых международных отношениях Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках Европейского Союза и АТР
3.1. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках Европейского Союза и АТР Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Региональные организации: сравнительный анализ интеграционных процессов Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Центрально-азиатский регион: понятие, структура, границы
4.1. Центрально-азиатский регион: понятие, структура, границы Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе
5.1. Проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Проблема границ в Цетрально-азиатском регионе
6.1. Проблема границ в Цетрально-азиатском регионе Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. "Афганский вопрос" и проблемы безопасности ЦАР
7.1. "Афганский вопрос" и проблемы безопасности ЦАР Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. ЦАР в системе региональных интеграционных проектов: ШОС, ОДКБ,Таможенный союз, Евразийский союз и др.
8.1. ЦАР в системе региональных интеграционных проектов: ШОС, ОДКБ,Таможенный союз, Евразийский союз и др. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Проблемы трудовой миграции в странах ЦАР
9.1. Проблемы трудовой миграции в странах ЦАР Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Современные интеграционные процессы в ЦАР: достижения и проблемы взаимодействия стран ЦАР
10.1. Современные интеграционные процессы в ЦАР: достижения и проблемы взаимодействия стран ЦАР Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
10.2. Ролевая игра "Решение водной проблемы в Центрально-азиатском регионе" Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
10.3. Подготовка к ролевой игре Сам. работа 1 32 Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура)
11.1. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
11.2. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Опыт трансграничного сотрудничества сопредельных регионов России и Казахстана
12.1. Опыт трансграничного сотрудничества сопредельных регионов России и Казахстана Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
12.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 30 Л1.1, Л2.1, Л1.2
12.3. Подготовка к зачету Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов и эссе
1. Центрально-азиатский регион: проблемы изучения.
2. Интеграционные процессы в Центрально-азиатском регионе: основные тенденции и направления.
3. Стабильность и безопасность в ЦАР: теоретический и практический аспекты.
5. Роль двусторонних отношений в обеспечении региональной безопасности в ЦАР.
6. Многосторонние отношения в системе региональной безопасности ЦАР.
7. Шанхайская организация сотрудничества как фактор стабилизации отношений в Центрально-азиатском регионе.
8. Основные угрозы и вызовы региональной в ЦАР.
9. Участие России в многосторонних сотношениях по обеспечению безопасности в ЦАР.
13. Китай как региональный лидер ЦАР.
15. Региональная политика России в Центрально-азиатском регионе.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абашидзе А.Х. - под ред., Солнцев А.М. - под ред. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ, СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Регионы в системе международного сотрудничества» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.