Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | - формирование у студентов адекватных представлений о региональных подсистемах современной системы международных отношений; - выявление форм, масштабов, степени интегрированности в рамках отдельных региональных группировок; - раскрытие особенностей региональной политики основных акторов международных отношений |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ПК-2 | Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений |
ПК-3 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - содержание основных понятий, связанных с процессами регионализации современных международных отношений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять типологию и виды регионов в структуре современных международных отношений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа интеграционных процессов в рамках регионов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регионализм: сущность и типы | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Регионализм: сущность и типы | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Регион в системе международных отношений | ||||||
2.1. | Регион в системе международных отношений | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Глобализация и регионализация в современых международных отношениях | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках Европейского Союза и АТР | ||||||
3.1. | Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках Европейского Союза и АТР | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.2. | Региональные организации: сравнительный анализ интеграционных процессов | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Центрально-азиатский регион: понятие, структура, границы | ||||||
4.1. | Центрально-азиатский регион: понятие, структура, границы | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 5. Проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе | ||||||
5.1. | Проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 6. Проблема границ в Цетрально-азиатском регионе | ||||||
6.1. | Проблема границ в Цетрально-азиатском регионе | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 7. "Афганский вопрос" и проблемы безопасности ЦАР | ||||||
7.1. | "Афганский вопрос" и проблемы безопасности ЦАР | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 8. ЦАР в системе региональных интеграционных проектов: ШОС, ОДКБ,Таможенный союз, Евразийский союз и др. | ||||||
8.1. | ЦАР в системе региональных интеграционных проектов: ШОС, ОДКБ,Таможенный союз, Евразийский союз и др. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 9. Проблемы трудовой миграции в странах ЦАР | ||||||
9.1. | Проблемы трудовой миграции в странах ЦАР | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 10. Современные интеграционные процессы в ЦАР: достижения и проблемы взаимодействия стран ЦАР | ||||||
10.1. | Современные интеграционные процессы в ЦАР: достижения и проблемы взаимодействия стран ЦАР | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
10.2. | Ролевая игра "Решение водной проблемы в Центрально-азиатском регионе" | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
10.3. | Подготовка к ролевой игре | Сам. работа | 1 | 32 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 11. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) | ||||||
11.1. | Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
11.2. | Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 12. Опыт трансграничного сотрудничества сопредельных регионов России и Казахстана | ||||||
12.1. | Опыт трансграничного сотрудничества сопредельных регионов России и Казахстана | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
12.2. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 30 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
12.3. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 14 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов и эссе 1. Центрально-азиатский регион: проблемы изучения. 2. Интеграционные процессы в Центрально-азиатском регионе: основные тенденции и направления. 3. Стабильность и безопасность в ЦАР: теоретический и практический аспекты. 5. Роль двусторонних отношений в обеспечении региональной безопасности в ЦАР. 6. Многосторонние отношения в системе региональной безопасности ЦАР. 7. Шанхайская организация сотрудничества как фактор стабилизации отношений в Центрально-азиатском регионе. 8. Основные угрозы и вызовы региональной в ЦАР. 9. Участие России в многосторонних сотношениях по обеспечению безопасности в ЦАР. 13. Китай как региональный лидер ЦАР. 15. Региональная политика России в Центрально-азиатском регионе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ганиев Р. Т. | Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Абашидзе А.Х. - под ред., Солнцев А.М. - под ред. | ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ, СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина «Регионы в системе международного сотрудничества» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |