МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая художественная культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 38 13 38 13
Итого 72 47 72 47

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая художественная культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса «Мировая художественная культура» − формирование у студентов системных знаний в области художественного наследия в различных мировых культурах; развитие у них умения видеть особенности эстетики, творческого подхода к созданию памятников искусства, характерные черты стиля; самостоятельно приобретать и пополнять в дальнейшем опыт изучения истории искусств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-1 способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности исторического развития общества; проблемы художественного самовыражения авторов в произведениях искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества; грамотно освещать события художественной жизни
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научными основаниями анализа этапов исторического развития общества
инструментарием объективного анализа художественных произведений и их общественного эффекта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет мировой художественной культуры
1.1. Понятие "культура". Основные характеристики культуры Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Выполнение творческого задания на ЭУМК Практические 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Художественная культура древнего Востока Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Художественная культура древней Греции Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Художественная культура древнего Рима Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Художественная культура древней Греции и древнего Рима Практические 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Анализ текста первоисточника из рекомендованных и представленных на Moodle Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Художественная культура Западной Европы в средние века Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Художественная культура Западной Европы в средние века Практические 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Искусство эпохи Возрождения Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Выполнение творческого задания на ЭУМК Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Дрерусская, российская и европейская культуры
2.1. Древнерусское искусство 10-17 веков Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Древнерусское искусство 10-17 веков Практические 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Анализ текста первоисточника из рекомендованных и представленных на Moodle Сам. работа 6 1 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Российское искусство 18 века Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Европейское искусство 19 века Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Российское искусство 19 века Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Русское искусство конца ХIХ – начала XX века Лекции 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Русское искусство конца ХIХ – начала XX века Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Реферат с анализом литературы по одной из тем курса Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Искусство 21 века: феномены и тенденции Лекции 6 4 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Итоговый тест Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Львова Мировая художественная культура Т. 1.: Питер, 2008
Л1.2 Садохин, А.П. История мировой культуры : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428649
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин, А.П. Мировая художественная культура : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115030
Л2.2 Серегин, Николай Николаевич История мировой культуры : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Религия и СМИ» subscribe.ru
Э2 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 БД ИНИОН РАН: Библиографические базы данных по социальным и гуманитарным наукам inion.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.