МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов адекватных представлений о региональных подсистемах современной системы международных отношений;
- выявление форм, масштабов, степени интегрированности в рамках отдельных региональных группировок;
- раскрытие особенностей региональной политики основных акторов международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений
ПК-3 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание основных понятий, связанных с процессами регионализации современных международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять типологию и виды регионов в структуре современных международных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа интеграционных процессов в рамках регионов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионализм: сущность и типы
1.1. Введение Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Регионализм: сущность и типы Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Регион в системе международных отношений
2.1. Регион в системе международных отношений Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Глобализация и регионализация в современых международных отношениях Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках Европейского Союза и АТР
3.1. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках Европейского Союза и АТР Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Региональные организации: сравнительный анализ интеграционных процессов Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Центрально-азиатский регион: понятие, структура, границы
4.1. Центрально-азиатский регион: понятие, структура, границы Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе
5.1. Проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Проблема границ в Цетрально-азиатском регионе
6.1. Проблема границ в Цетрально-азиатском регионе Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. "Афганский вопрос" и проблемы безопасности ЦАР
7.1. "Афганский вопрос" и проблемы безопасности ЦАР Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. ЦАР в системе региональных интеграционных проектов: ШОС, ОДКБ,Таможенный союз, Евразийский союз и др.
8.1. ЦАР в системе региональных интеграционных проектов: ШОС, ОДКБ,Таможенный союз, Евразийский союз и др. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Проблемы трудовой миграции в странах ЦАР
9.1. Проблемы трудовой миграции в странах ЦАР Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Современные интеграционные процессы в ЦАР: достижения и проблемы взаимодействия стран ЦАР
10.1. Современные интеграционные процессы в ЦАР: достижения и проблемы взаимодействия стран ЦАР Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
10.2. Ролевая игра "Решение водной проблемы в Центрально-азиатском регионе" Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
10.3. Подготовка к ролевой игре Сам. работа 1 32 Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура)
11.1. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
11.2. Взаимодействие стран Центральной Азии в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Опыт трансграничного сотрудничества сопредельных регионов России и Казахстана
12.1. Опыт трансграничного сотрудничества сопредельных регионов России и Казахстана Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
12.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
12.3. Подготовка к зачету Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов и эссе
1. Центрально-азиатский регион: проблемы изучения.
2. Интеграционные процессы в Центрально-азиатском регионе: основные тенденции и направления.
3. Стабильность и безопасность в ЦАР: теоретический и практический аспекты.
5. Роль двусторонних отношений в обеспечении региональной безопасности в ЦАР.
6. Многосторонние отношения в системе региональной безопасности ЦАР.
7. Шанхайская организация сотрудничества как фактор стабилизации отношений в Центрально-азиатском регионе.
8. Основные угрозы и вызовы региональной в ЦАР.
9. Участие России в многосторонних сотношениях по обеспечению безопасности в ЦАР.
13. Китай как региональный лидер ЦАР.
15. Региональная политика России в Центрально-азиатском регионе.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абашидзе А.Х. - под ред., Солнцев А.М. - под ред. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ, СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Регионы в системе международного сотрудничества» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.