Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Мировые религии и журналистика" знать историю возникновения мировых религий, культурный контекст их развития, их мировоззренческое и нравственное содержание, социокультурное значение в современной общественный жизни и профессиональной деятельности журналиста |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-7 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание религиозно–этических учений буддизма, христианства, ислама, основных понятий их религиозной этики и аксиологии, особенности религиозной морали, роль мировых религий в процессах социокультурного бытия, религиозную специфику эпох, исторических и современных регионов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | идентифицировать религиозные ценности и интересы в социокультурных процессах современности, корректно освещать религиозную проблематику в СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, освещения в прессе вопросов, связанных с религиозным мировоззрением, целостным представлением о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии и характере религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия как культурный феномен | ||||||
1.1. | Понятие религии, подходы в истолковании культурной сущности религии. Функции и основные элементы религии. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Политеистические и монотеистические религии. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Работа с терминами | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Индивидуальное домашнее задание. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Взаимосвязь религии и культуры | ||||||
2.1. | Взаимосвязь религии и культуры. Роль религии в образовании культурных ареалов. Изменение места религии в культурной жизни. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Восточные культурно-исторические типы. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. «Региональные» религии Востока | ||||||
3.1. | Конфуцианство, даосизм, индуизм, иудаизм, зороастризм. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 4. Буддизм | ||||||
4.1. | Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.2. | Человек и мир в буддийском мировоззрении. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.3. | Написание рефератов. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 5. Христианство в европейской культуре | ||||||
5.1. | Роль христианства в формировании европейской культуры. Ценностные доминанты средневеково-христианской культуры. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.2. | Христианское вероучение и культ. Нравственный смысл христианства. | Практические | 3 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 6. Православие в русской культуре | ||||||
6.1. | Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Роль православия в возникновении и развитии русской культуры. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
6.2. | Написание эссе. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
6.3. | Последствия христианизации Руси. Реформа церкви и раскол. Государство и церковь в истории России. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 7. Ислам в арабо-исламском мире | ||||||
7.1. | Культура мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ. Суннизм и шиизм в истории ислама. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
7.2. | Человек в контексте исламской культуры. Политические идеалы. Ислам и современный мир. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 8. Реформация, религиозный модернизм, секуляризация | ||||||
8.1. | Культурное значение Реформации, возникновение и специфика протестантизма. Секуляризация и религиозный модернизм. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.2. | Понятие религиозной традиции, ее отражение в менталитете народа. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.3. | Работа с терминами | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.4. | Чтение дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.5. | Тест | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 9. Роль религий в современном мире | ||||||
9.1. | Экономическая, политическая, социальная, идеологическая роль религий в современном мире. Социальный смысл «гражданских религий". | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
9.2. | Религиозные конфликты и религиозная солидарность современности. | Практические | 3 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
9.3. | Реферат | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 10. Журналистика и религия | ||||||
10.1. | Религия в контексте интерпретативной функции журналистики. «Религиозный фактор современности» в СМИ. СМИ и религиозно-политические конфликты. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
10.2. | Практика сакрализации и демонизации социально-исторических фактов в средствах массовой информации. | Практические | 3 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
10.3. | Тест | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
10.4. | Написание докладов. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лобазова, О.Ф. | Религиоведение: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Горелов, А.А. | История мировых религий : учебное пособие | Флинта, 2016 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83435 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебедев, Владимир Юрьевич | Религиоведение: учебник | Юрайт, 2011 | |
Л2.2 | Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. | Культурология: история мировой культуры : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385 |
Л2.3 | Борзова, Е.П. | Сравнительная культурология : учебное пособие для высших учебных заведений | «СПбКО», 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256084 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭМКД "Мироые религии" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle. За выполнение задания студент может получить максимально 30 баллов. Текущая аттестация студентов по дисциплине осуществляется по результатам подготовленных ими отчетов, реферативных сообщений, докладов, кейсов. Систематическая работа студента в дисциплине позволяет ему: 1) научиться самостоятельно определять проблематику, объект и предмет медиапроекта, давать обоснование актуальности, обосновывать отбор методов разработки и презентации медиапроекта; структурировать курсовую работу (выделение всех составных частей: введения, глав и параграфов, заключения, приложений); грамотно построить научный текст; 2) представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде; 3) овладеть методами и технологиями презентации результатов медиапроектирования. Итоговая оценка по курсовому проекту выставляется с учетом оценки научного руководителя и результатов защиты. Оценка выставляется на основе как формальных, так и содержательных критериев. Формальные критерии: соблюдение графика выполнения проекта, соблюдение требований к оформлению КП, ее объему, оформлению библиографического списка, наличие и количество ссылок, новизна изученной литературы, соответствие литературы выбранной теме и т.п. Содержательные критерии: соответствие содержания выбранной теме и сформулированным целям и задачам, хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы проекта, правильность и качество написания введения и заключения, оригинальность, качество и глубина основного содержания работы, логика изложения материала, самостоятельность исследования и др. (см. методическое пособие по выполнению курсовой работы). Курсовая работа (проект) должна также иметь необходимый объем; объем курсовой работы (проекта) устанавливается кафедрой теории и практики журналистики с учетом специфики образовательной программы. Оптимальный объем курсовой работы (проекта): 2 курс – не менее 40 страниц, количество использованных источников – не менее 30, 3 курс не менее 50 страниц текста формата А4, количество использованных источников – не менее 50; Оценка по курсовой работе проставляется в ведомость Неудовлетворительная оценка может быть выставлена руководителем в одном из следующих случаев: 1) обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет; 2) выполнение работы по неутвержденной теме; 3) несоблюдение установленных графиком учебного процесса сроков представления курсовой работы без уважительной причины; 4) неудовлетворительное качество работы по совокупности критериев. При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные кафедрой и деканатом сроки. При этом изменение темы без уважительной причины не допускается. |