МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые религии и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
курсовой проект: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировые религии и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Мировые религии и журналистика" знать историю возникновения мировых религий, культурный контекст их развития, их мировоззренческое и нравственное содержание, социокультурное значение в современной общественный жизни и профессиональной деятельности журналиста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание религиозно–этических учений буддизма, христианства, ислама, основных понятий их религиозной этики и аксиологии, особенности религиозной морали, роль мировых религий в процессах социокультурного бытия, религиозную специфику эпох, исторических и современных регионов.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать религиозные ценности и интересы в социокультурных процессах современности, корректно освещать религиозную проблематику в СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, освещения в прессе вопросов, связанных с религиозным мировоззрением, целостным представлением о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии и характере религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурный феномен
1.1. Понятие религии, подходы в истолковании культурной сущности религии. Функции и основные элементы религии. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Политеистические и монотеистические религии. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Работа с терминами Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Индивидуальное домашнее задание. Сам. работа 3 8 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Взаимосвязь религии и культуры
2.1. Взаимосвязь религии и культуры. Роль религии в образовании культурных ареалов. Изменение места религии в культурной жизни. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Восточные культурно-исторические типы. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. «Региональные» религии Востока
3.1. Конфуцианство, даосизм, индуизм, иудаизм, зороастризм. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Буддизм
4.1. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Человек и мир в буддийском мировоззрении. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Написание рефератов. Сам. работа 3 12 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Христианство в европейской культуре
5.1. Роль христианства в формировании европейской культуры. Ценностные доминанты средневеково-христианской культуры. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Христианское вероучение и культ. Нравственный смысл христианства. Практические 3 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Православие в русской культуре
6.1. Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Роль православия в возникновении и развитии русской культуры. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
6.2. Написание эссе. Сам. работа 3 8 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
6.3. Последствия христианизации Руси. Реформа церкви и раскол. Государство и церковь в истории России. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. Ислам в арабо-исламском мире
7.1. Культура мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ. Суннизм и шиизм в истории ислама. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
7.2. Человек в контексте исламской культуры. Политические идеалы. Ислам и современный мир. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 8. Реформация, религиозный модернизм, секуляризация
8.1. Культурное значение Реформации, возникновение и специфика протестантизма. Секуляризация и религиозный модернизм. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.2. Понятие религиозной традиции, ее отражение в менталитете народа. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.3. Работа с терминами Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.4. Чтение дополнительной литературы. Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.5. Тест Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 9. Роль религий в современном мире
9.1. Экономическая, политическая, социальная, идеологическая роль религий в современном мире. Социальный смысл «гражданских религий". Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
9.2. Религиозные конфликты и религиозная солидарность современности. Практические 3 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
9.3. Реферат Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 10. Журналистика и религия
10.1. Религия в контексте интерпретативной функции журналистики. «Религиозный фактор современности» в СМИ. СМИ и религиозно-политические конфликты. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
10.2. Практика сакрализации и демонизации социально-исторических фактов в средствах массовой информации. Практические 3 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
10.3. Тест Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
10.4. Написание докладов. Сам. работа 3 8 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобазова, О.Ф. Религиоведение: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Горелов, А.А. История мировых религий : учебное пособие Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83435
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев, Владимир Юрьевич Религиоведение: учебник Юрайт, 2011
Л2.2 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. Культурология: история мировой культуры : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
Л2.3 Борзова, Е.П. Сравнительная культурология : учебное пособие для высших учебных заведений «СПбКО», 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256084
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭМКД "Мироые религии" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
За выполнение задания студент может получить максимально 30 баллов.
Текущая аттестация студентов по дисциплине осуществляется по результатам подготовленных ими отчетов, реферативных сообщений, докладов, кейсов. Систематическая работа студента в дисциплине позволяет ему: 1) научиться самостоятельно определять проблематику, объект и предмет медиапроекта, давать обоснование актуальности, обосновывать отбор методов разработки и презентации медиапроекта; структурировать курсовую работу (выделение всех составных частей: введения, глав и параграфов, заключения, приложений); грамотно построить научный текст; 2) представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде; 3) овладеть методами и технологиями презентации результатов медиапроектирования.
Итоговая оценка по курсовому проекту выставляется с учетом оценки научного руководителя и результатов защиты. Оценка выставляется на основе как формальных, так и содержательных критериев. Формальные критерии: соблюдение графика выполнения проекта, соблюдение требований к оформлению КП, ее объему, оформлению библиографического списка, наличие и количество ссылок, новизна изученной литературы, соответствие литературы выбранной теме и т.п. Содержательные критерии: соответствие содержания выбранной теме и сформулированным целям и задачам, хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы проекта, правильность и качество написания введения и заключения, оригинальность, качество и глубина основного содержания работы, логика изложения материала, самостоятельность исследования и др. (см. методическое пособие по выполнению курсовой работы).
Курсовая работа (проект) должна также иметь необходимый объем; объем курсовой работы (проекта) устанавливается кафедрой теории и практики журналистики с учетом специфики образовательной программы. Оптимальный объем курсовой работы (проекта): 2 курс – не менее 40 страниц, количество использованных источников – не менее 30, 3 курс не менее 50 страниц текста формата А4, количество использованных источников – не менее 50;
Оценка по курсовой работе проставляется в ведомость
Неудовлетворительная оценка может быть выставлена руководителем в одном из следующих случаев: 1) обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет; 2) выполнение работы по неутвержденной теме; 3) несоблюдение установленных графиком учебного процесса сроков представления курсовой работы без уважительной причины; 4) неудовлетворительное качество работы по совокупности критериев.
При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные кафедрой и деканатом сроки. При этом изменение темы без уважительной причины не допускается.