МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедийная журналистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 18 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 54 54
Практические 18 18 18 18 18 18 54 54
Сам. работа 36 36 72 72 45 45 153 153
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 108 108 288 288

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедийная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Исследовать культуру мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы авторской деятельности, правила поиска и обработки мультимедийной информации, особенности функционирования сетевого пространства, специфику редактирования медиатекстов
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать материалы для различных каналов массовой коммуникации, адаптировать медиатексты под стандарты различных информационных ресурсов с учетом языковых, жанровых и технологических стандартов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с мультимедийной информацией, представленной на различных цифровых платформах, методами редакторского анализа медиатекстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
1.1. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Базовые понятия медиа Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Интернет и альтернативные цифровые сети. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Основные формы коммуникации и их развитие Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Институты контроля массовых коммуникаций Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Институты контроля массовых коммуникаций Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. История медианосителей и технологий медиа Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. История медианосителей и технологий медиа Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.11. История аудиовизуального искусства ХХ в Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.12. История аудиовизуального искусства ХХ в Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Экранные искусства постиндустриального общества Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Анализ различные экранные выразительные средства Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Составление мультимедийной карты развития медианосителей Сам. работа 6 14 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Презентации, интерактивные упражнения и др по теме "Атрибуты медиа и анализ основных видов массовых коммуникаций (радио, ТВ, газета, книга, кино) на соответствие этим атрибутам" Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа.
2.1. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. Лекции 7 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. СМИ как часть социальной коммуникации в Интернете Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Лекции 7 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Интернет-СМИ как часть медиасистемы Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Современное медийное интернет-пространство Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Инструменты цифрового журналиста Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Традиционные СМИ и новые медиа Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Гипертекстуальность Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Коммуникативные свойства интернет-СМИ Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Конвергенция Лекции 7 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Обработка изображений Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Редактирование теста для онлайновых медиа Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Создание инфографики Практические 7 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Создание инфографики Практические 7 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.17. Разработка модели мультимедийного Интернет-издания Сам. работа 7 26 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.18. Доклад по теме «Интернет- издания – активные участники формирования информационного потока» Сам. работа 7 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.19. Групповое задание: "«создание» своего оригинального Интернет-издания" Сам. работа 7 22 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.20. Доклады и презентации о наиболее интересных фактах и примерах универсальности опыта работы Интернет- изданий по освещению важных общественно-политических, социально- экономических, культурно-образовательных событий в жизни города, региона, страны. Сам. работа 7 16 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Развитие информационного общества Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Феномен «второго экрана» как фактор мультимедиатизации Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Развитие информационного общества Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Профессиональные навыки «цифрового» журналиста Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Профессиональные навыки «цифрового» журналиста Практические 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Влияние цифровых технологий на медиаиндустрию Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Создание видеоматериалов Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Особенности функционирования конвергентной редакции Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Лонгриды Практические 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Особенности информационных on-line форматов Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Мультимедийность и конвергентность Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Мультимедийность и конвергентность Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Визуализация информации Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Визуализация информации Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Журналистика и блогосфера Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.16. Журналистика и блогосфера Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.17. Создание лонгрида на произвольную тематику Сам. работа 8 45 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.18. Экзамен 8 27 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Четвертков, Николай Васильевич Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2010
Л1.2 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
Л2.2 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов Питер, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice, Adobe Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.