Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 20.04.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Комплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_04_01_ТБ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности" являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений в области безопасности жизнидеятельности, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, принятию и аргументированному отстаиванию решений |
ПК-20 | способностью проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов |
ПК-25 | способностью осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-5: историю развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении «Техносферной безопасности» ПК-20: теорию экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов ПК-25: особенности надзора и контроля на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-5: формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе написания магистерской диссертации ПК-20: применять на практике теорию экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов ПК-25:осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, терри-тории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-5: методами сбора и анализа информации в той или иной научной сфере, связанной с магистерской диссертацией ПК-20:теорией экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов ПК-25:способностью осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Общие положения об основах безопасности. | ||||||
1.1. | Основные положения о безопасности | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Правовое регулирование безопасности | Сам. работа | 1 | 16 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Правовое регулирование безопасности | Практические | 1 | 6 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2.Механизмы охраны окружающей среды. | ||||||
2.1. | Организационный механизм охраны окружающей природной среды | Лекции | 1 | 2 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3.Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. | ||||||
3.1. | Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы. | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды. | Практические | 1 | 8 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4.Юридическая ответственность. | ||||||
4.1. | Общие положения о юридической ответственности за нарушение правил безопасности жизнидеятельности | Лекции | 1 | 4 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения.Понятие и состав экологического правонарушения.Нарушение правил охраны труда | Практические | 1 | 10 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. | Сам. работа | 1 | 22 | ОК-5, ПК-20, ПК-25 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Природа как объект экологического права 2. Взаимодействие общества и природы и его формы 3. Сущность взаимодействия общества и природы 4. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие 5. Понятие экологического права как отрасли права 6. Этапы становления и развития экологического права 7. Предмет и метод экологического права 8. Система экологического права как отрасли права, отрасли законодательства, как учебной дисциплины и науки 9. Экологические функции государства, экологические функции права 10. Основные принципы экологического права 11. Источники экологического права 12. Понятие источников экологического права, их особенности и система 13. Конституция и иные законы как источники экологического права 14. Указы Президента и иные подзаконные акты как источники экологического права 15. Региональное экологическое законодательство и его соотношение с федеральным законодательством. Меры по обеспечению единого правового пространства в России 16. Процессуальные нормы в экологическом праве 17. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы 18. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы 19. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ре-сурсы 20. Содержание права собственности на природные ресурсы 21. Защита права собственности на природные ресурсы 22. Государственное экологическое управление. 23. Система и функции специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды. 24. Государственный экологический мониторинг. 25. Государственные кадастры природных ресурсов. 26. Экологическое нормирование. 27. Экологический контроль в РФ. 28. Государственный экологический надзор. 29. Экологическая экспертиза. 30. Оценка воздействия на окружающую среду. 31. Экологические права и обязанности граждан и их объединений. 32. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации. 33. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 34. Административная ответственность за экологические правонарушения. 35. Уголовная ответственность за экологические правонарушения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Агапов А. Б. | АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850 |
Л1.2 | АлтГУ | Правоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каракеян В.И., Никулина И.М. | БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Верховный Суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э2 | Курс в Moodle "Правовые аспекты безопасности жизнидеятельности " https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3018 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows Microsoft office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение дисциплины «Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3018 базируется на основе полученных знаний по предшествующим курсам и предполагает глубокое изучение теоретических и практических вопросов по основам безопасности в отралях административного права, экологического права, гражданского права, трудового права и уголовного права. Предполагается на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение актуальных проблем правоведения на основе действующего законодательства и практики его применения. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих вопросы экологической безопасности. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний. Темы практических занятий соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, задачи, тесты представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими положения в области права социального обеспечения, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать задачи. Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. |