МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документообеспечение в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Документообеспечение в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров Владимир Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров Владимир Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение закономерностей документообразования, складывания и развития документов и систем документации, теоретических и практических проблем создания и функционирования документированной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способность участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-7 Способность составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ПК-6 Способен участвовать в оформлении пакета документов по проекту специализации, предоставлении и защите содержания проекта.
ПК-7 Способен осуществлять организационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации в рамках профессиональных обязанностей, связанных с международно-китаеведческой специализацией
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития документоведения;
историю развития документа и его сущность;
3.2.Уметь:
3.2.1.решать основные проблемы документоведения;
анализировать документную информацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа основных проблем документоведения;
анализа документов, систем документации, документных ресурсов (массивов) и документной

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции
1.1. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1
1.2. Документоведение как научная дисциплина Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1
1.3. Документ как система: признаки, свойства, функции Сам. работа 7 2 ОПК-6 Л1.1
Раздел 2. Информационная составляющая документа
2.1. Информационная составляющая документа Лекции 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1
2.2. Информационная составляющая документа. Информационные барьеры Сам. работа 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1
Раздел 3. Материальная составляющая документа. Форма материального носителя информации
3.1. Материальная составляющая документа. Форма материального носителя информации Лекции 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1
3.2. Материальные носители информации. Форма материальных носителей Сам. работа 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1
Раздел 4. Кодирование информации
4.1. Способы документирования Лекции 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1
4.2. Кодирование информации. Язык. Знаковый метод кодирования информации. Документ как знаковая система. Практические 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
4.3. Способы документирования Сам. работа 7 2 ОПК-6, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Структура документа
5.1. Внутренняя и внешняя структура документа. Реквизиты. Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-6 Л2.1, Л1.1
5.2. Внутренняя и внешняя структура документа. Реквизиты. Практические 7 2 ОПК-7, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Классификация документов
6.1. Документная коммуникация Практические 7 2 ОПК-7, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Документная коммуникация.
7.1. Документная коммуникация Практические 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Реквизиты официальных документов.
8.1. Появление и развитие реквизитов официальных документов (исторический аспект). Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-6 Л1.1, Л2.2
8.2. Реквизиты официального документа на современном этапе. Практические 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Формуляр документа.
9.1. Формуляр документа. Правила составления и оформления документов. Практические 7 2 ОПК-7, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
9.2. Формуляр документа. Правила составления и оформления документов. Практические 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
9.3. Подготовка к семинарам и зачету Сам. работа 7 36 ОПК-6, ОПК-7, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену (1 часть):
1. Документоведение как наука. Источники и методы документоведения. Место документоведения в системе наук
2. История документоведения
3. Документоведение в информационном обществе
4. Сущность понятия «документ»
5. Происхождение документа. Развитие представлений о документе
6. Документ как система
7. Свойства документа
8. Признаки документа
9. Функции документа
10. Особенности социальной информации
11. Свойства документированной информации
12. Трансляция информации и информационные барьеры
13. Материальная основа документа
14. Форма материального носителя информации
15. Общая характеристика структуры документа
16. Внутренняя структура документа
17. Внешняя структура документа
18. Кодирование информации. Язык
19. Знаковый метод кодирования информации. Документ как знаковая система
20. Способы и методы записи информации
21. Общие принципы систематизации и классификации документов
22. Основные виды классификации документов
23. Современные классификации документов
24. Документообразующие признаки. Юридическая сила документа
25. Черновики, подлинники, оригиналы
26. Фальсифицированные документы. Способы подделки документов
27. Копии, их историческое развитие и виды
28. Понятие документной коммуникации
29. Документные коммуникационные системы
30. Документная деятельность
31. Системы документации
32. Документные ресурсы
33. Дискуссии об объекте, предмете и основных задачах документоведения на современном этапе
34. Структура документоведения
35. Определения понятия «документ»: проанализировать различные подходы и точки зрения к определению термина
36. Развитие и взаимосвязь понятий «информация» и «документ»
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие «документ», его развитие.
2. Возникновение письменности, появление документа.
3. Текстовое документирование, развитие, назначение и область применения.
4. История унификации текстов документа.
5. Развитие делового стиля русского литературного языка.
6. Законодательная и нормативная регламентация документирования в дореволюционной России.
7. Законодательная и нормативная регламентация документирования различных видов деятельности (организационно-распорядительной, коммерческой, кадровой, лицензионной и др.).
8. Методы совершенствования документирования управленческой деятельности.
9. Регламентация вопросов делопроизводства в административных регламентах исполнения государственных функций (на примере одного административного регламента).
10. Фальсификация документов: виды, методы и способы защиты документов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (смотреть приложение) и на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И. Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абуладзе Д.Г., Выпряжкина И.Б., Маслова В.М. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Доронина Л.А., Иритикова В.С. Документационное обеспечение управления: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э4 Курс в Moodle "Документоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Документообеспечение в профессиональной сфере" посвящен изучению закономерностей документообразования, складывания и развития документов и систем документации, теоретических и практических проблем создания и функционирования документированной информации.
При изучении курса особое внимание следует обратить на роль и место документоведения в системе наук, наличие в нем признаков как гуманитарных, так и социальных наук. Очень важным является понимание значения информации в современном мире и определение и содержание понятия «информационное общество».
Изучая сущность документа, важно понять феномен документа в двух аспектах – историческом и логическом. Первый аспект выделяет происхождение документа и развитие представлений о нем, второй – особенности документа как системы. Важно понять, что документ существует в триединстве особых его идентификаторов – признаков, свойств и функций, первые из которых выражают его внешние признаки, вторые – внутренние особенности, а третьи – роль в общественной жизни и функции в системе социальной коммуникации.
При изучении информационной составляющей документа на первый план выходят свойства документированной информации, существующие в системе. Важно уяснить также, что такое информационные барьеры, и как можно их преодолеть.
Далее изучается материальная составляющая документа. Здесь речь идет о материальной основе документа, прежде всего бумаге. Вводится понятие формы носителя информации как специальной конструкции материального носителя, обеспечивающей выполнение документом его основной функции.
При изучении структуры документа главным является понимание глубоких различий между внешней и внутренней структурой документа. Первая является внешней формой, позволяющей идентифицировать документ, вторая – внутренним строением, позволяющим более эффективно искать и использовать содержащуюся в нем информацию. Особое внимание уделяется изучению реквизитов документов.
Следует иметь в виду, сто всегда очень сложно воспринимается студентами тема о способах документирования. Следует усвоить разницу между методами, способами и средствами документирования. Здесь же вводится целая система ключевых понятий, таких, как код, язык, знак, символ, письмо, письменность, шрифт и т.д. Следует иметь общее представление о такой науке, как семиотика с ее составными частями семантикой, синтактикой и прагматикой. Наконец, изучаются способы и методы записи информации.
Отдельное внимание уделяется рассмотрению основных видов классификации. Очень важно понять, почему до сих пор в мире не сложилось единой системы классификации документов, и возможно ли появление такой системы в ближайшем будущем.
В разделе, посвященном изучению документообразующих признаков, вариантов и копий документов, дается представление об условиях, придающих документу юридическую силу. Вводится различие между понятиями «оригинал» и «подлинник документа», что часто вызывает трудности у обучающихся. Подробно рассматриваются документальные фальсификации, включая исторические примеры. Изучаются способы подделки документов и варианты борьбы с ними.
В разделе, посвященном документной коммуникации, рассматриваются особенности документно-коммуникационной деятельности, коммуникационные каналы, модель документной коммуникации. Дается характеристика трем исторически сложившимся ее подсистемам: атрибутивной, функциональной и управленческой. Чрезвычайно важно для студентов усвоить вводимые понятия документных потоков как совокупности перемещающейся документной информации, документных массивов как определенного множества неизменных во времени документов. Подробно рассматривается документная деятельность со всеми ее этапами.
В разделе «Системы документации» рассматриваются системы документации как совокупность взаимосвязанных документов и документные ресурсы как упорядоченные множества документов. Особое внимание уделяется унифицированным системам документации, простым и сложным комплексам документов.
Темы, освещающие такие вопросы, как регламентация процессов документирования, современные требования к тексту документа, формуляр документа, изучаются большей частью на практических занятиях. Студенты должны последовательно уяснить основные законодательные и нормативно-методические документы, на базе которых возможно создание различных форм документов, в том числе служебных. Изучаются лингвистические особенности и строение документа, включая подробное рассмотрение всех основных частей документа. Следует уделить особое внимание формуляру документа, современным реквизитам и требованиям к их оформлению.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые проблемы теории и истории документоведения, дается представление об особенностях формирования и оформления отдельных видов документов и документных систем (ресурсов, массивов) и пр. Лекционные занятия сопровождаются презентациями. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, соображения, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с документами, системами и массивами документов. Ряд практических занятий посвящен углубленному изучению теоретических тем курса. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. На практических занятиях студенты выполняют практические задания (выполнение тестовых заданий; оформление реквизитов документов; составление бланков документов и пр.). Полный перечень практических заданий и рекомендации к их выполнению представлены на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 20 минут. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. При выставления экзаменационной оценки учитывается уровень и качество выполненных практических заданий.
Полный перечень методических материалов, определяющих процедуру оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606.