МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архивоведческой мысли
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 204
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 204 204 204 204
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История архивоведческой мысли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н.Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н.Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать отношение к архивоведческой мысли как к самостоятельной теоретической области, являющейся основой практической работы архивиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– особенности развития и перспективы теоретического архивоведения;
– законы формирования архивов и основные особенности функционирования архивной системы;
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять общие приемы научного исследования в области истории архивоведческой мысли
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– оценки вклада архивоведческих школ и отдельных исследователей в историю архивоведческой мысли

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в изучение истории архивоведческой мысли
1.1. Введение в изучение истории архивоведческой мысли Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИВОВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.1. История зарубежного архивоведения с момента зарождения до современности Сам. работа 2 20 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИВОВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ
3.1. Российское архивоведение в дореволюционный период.Советское архивоведение. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Российское архивоведение в конце XX – начале XXI в. Сам. работа 2 20 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Российское архивоведение Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИВОВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка к зачету Сам. работа 2 164 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Зачет 2 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Структура архивоведения как научной дисциплины. Общие проблемы историогра-фии архивоведения.
2. Периодизация развития отечественной и зарубежной архивной мысли .
3. Зарождение и становление архивоведческой мысли (XVI-XVIII вв.).
4. Зарубежная архивоведческая мысль в XIX в.
5. «Архивная библия» нидерландских архивистов и ее влияние на развитие архиво-ведческой мысли XX столетия.
6. Зарубежное архивоведение в первой половине XX в. Международное сотрудниче-ство архивистов.
7. Западноевропейское архивоведение во второй половине XX в.
8. Становление и развитие американского архивоведения в середине и второй поло-вине XX в.
9. Российская архивная мысль до середины XVIII в.
10. Российское архивоведение во второй половине XVIII в. Г.Ф.Миллер и его деятель-ность на посту управляющего МАКИД.
11. Российское архивоведение в первой половине XIX в.
12. Н.В.Калачов и его роль в развитии российского архивоведения.
13. Д.Я.Самоквасов и его роль в развитии российского архивоведения.
14. Российское архивоведение начала XX в.
15. Становление советского архивоведения (20-е гг. XX в.).
16. Основные тенденции развития архивоведческой мысли в Советском Союзе (30-е – 60-е гг. XX в.).
17. Архивоведческие взгляды В.Н.Автократова.
18. «Гуманитарное» и «ноосферное» архивоведение (Б.С.Илизаров и К.Б.Гельман-Виноградов).
19. Кризис отечественного архивововедения (80-е – 90е гг. XX в.).
20. Современное российское архивоведение.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Зарождение и становление архивоведческой мысли (XVI-XVIII вв.).
Зарубежная архивоведческая мысль в XIX в.Зарубежное архивоведение в первой половине XX в.
Международное сотрудничество архивистов в первой половине XX в. и его влияние на развитие архивоведческой мысли.
Западноевропейское архивоведение.
Российская архивная мысль до середины XVIII в.
Г.Ф.Миллер и его деятельность на посту управляющего МАКИД.
Российское архивоведение в первой половине XIX в.
Н.В.Калачов и его роль в развитии российского архивоведения.
Д.Я.Самоквасов и его роль в развитии российского архивоведения.
А.С.Лаппо-Данилевский и его роль в развитии российского архивоведения.
Основные тенденции развития архивоведческой мысли в Советском Союзе. Образование МГИАИ.
Основные тенденции развития архивоведческой мысли в Советском Союзе (50-60-е гг. XX в.). Образование ВНИИДАД.
Архивоведческие взгляды В.Н.Автократова.
«Гуманитарное» и «ноосферное» архивоведение (Б.С.Илизаров и К.Б.Гельман-Виноградов).


5.3. Фонд оценочных средств
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=312311
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1294
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал "Архивы России": архивные справочники, публикации, законодательство, выставки http://www.rusarchives.ru/
Э2 Информационная система ар¬хивистов России (ИСАР) http://www.edou.ru/dou/po/issao/index2.php
Э3 Информационно-справочная система ар¬хивной отрасли (ИССАО) http://www.edou.ru/dou/po/issao/
Э4 Международный совет архивов (МСА) http://www.ica.org/
Э5 Энциклопедия делопроизводства http://www.edou.ru/enc/
Э6 Российские архивы http://www.russianarchives.com/
Э7 Архивы США http://www.archives.gov/index.html
Э8 Гильдия Управляющих Документацией http://www.gdm.ru/
Э9 Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru/
Э10 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru/
Э11 КГКУ «Государственный архив Алтайского края» http://www.archiv.ab.ru/
Э12 архивный портал ЮНЕСКО http://portal.unesco.org/ci/en/ev.php-URL_ID=5761&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель курса – сформировать отношение к архивоведческой мысли как к самостоятельной теоретической области, являющейся основой практической работы архивиста.
На основе изучения курса формируется профессиональная компетенция ПК-4.
Курс «История архивоведческой мысли» состоит из введения, раздела, посвященного развитию зарубежной архивной мысли и носящего в целом ознакомительный характер, а также основного раздела, посвященного развитию отечественного архивоведения.
При изучении вводной части основное внимание следует уделить двухкомпонентности архивоведения. С одной стороны, в его основе лежит принцип историзма, на котором в значительной степени основано представление о фондообразовании как естественно-историческом процессе. Таким образом, в своем развитии архивоведение является в значительной степени историческим, что позволяет говорить о нем, как о историко-архивоведении. С другой стороны, в самом архивоведении выделяются теоретическая и практическая составляющая. Предметом изучения настоящего курса является история развития теоретического архивоведения.
На всем протяжении развития архивоведческой мысли сложился целый ряд вопросов, являющихся ключевыми для теоретического архивоведения. Прежде всего это проблема оснований классификации архивных документов. Спор о том, что лежит в основе классификации – принцип пертинентности (принадлежности) или провениенции (происхождения) – окончательно завершился только в XX столетии. На принципе происхождения основано ставшее уже фундаментальным разделение документов по архивным фондам. Архивоведы дискутировали и по вопросам о личности и образовании архивиста, экспертизы документов, взаимоотношений историков и архивистов и т.д.
Периодизации истории развития зарубежной и отечественной архивоведческой мысли отличаются друг от друга. В первом случае выделяются этапы становления архивоведения (XVI-XVIII вв.), превращения архивоведения в научную дисциплину (XIX в.) и этап интеграции с другими науками и постановки общемировых проблем (XIX – начало XX в.). В развитии отечественного архивоведения выделяются этапы эмпирического (XVII – вторая половина XIX в.), традиционного (конец XIX в.– 60-е гг. XX в.) и фундаментального (70-е гг. XX в. – настоящее время) архивоведения.
При изучении зарубежного архивоведения следует обратить внимание на борьбу идей вокруг принципов классификации архивных документов, которая отразилась в архивоведческих работах XVI-XIX вв. и завершилась победой принципа происхождения, первоначально зафиксированного во французском архивоведении (утверждение принципа «уважения к фонду» на государственном уровне в 1841 г.). Окончательно фондовый принцип классификации стал незыблемым с выходом в Нидерландах «архивной Библии» XX в. – книги «Руководство по классификации и описанию архивов» (1898 г.).
Немаловажным фактором является оформление национальных школ архивоведения. В течение первого периода закладываются основы немецкой и французской школ, которые в XIX столетии становятся ведущими в европейском и мировом архивоведении. Этому способствовало и появление в этих странах первых высших учебных заведений, готовящих архивистов. Имеются в виду Школа Хартий в Париже и Мюнхенская архивная школа. На рубеже XIX-XX столетий активно заявляют о себе российская и нидерландская школы архивоведения. В XX в. активизируются итальянская и британская школы, возникает американская школа архивоведения.
В XVI-XIX вв. складывается представление и о специфике профессии архивиста как человека высокообразованного, знающего языки и историю. В конце XIX столетия провозглашается создание науки об архивах, которая стоит в одном ряду с другими историческими науками.
В XX в. зарубежное архивоведение долгое время развивалось под сильным влиянием «архивной Библии». Новым обстоятельством для этого времени стало международное сотрудничество архивистов, которое во многом определило развитие теоретического архивоведения.
Вышедшая в 1922 г. работа британца Х.Дженкинсона «Руководство по архивоведению и проблемы современных архивов» стала на многие годы источником дискуссий о взаимоотношениях историков и архивистов. Крайне негативное отношение классика британского архивоведения к историкам породило множество дискуссий, растянувшихся на десятилетия.
Большинство архивоведческих работ, вышедших в Европе до второй мировой войны, было создано на базе позитивизма. Кризис этого течения обусловил и некоторый кризис теоретического архивоведения, особенно заметный во Франции. Ряд важных работ был издан в Италии, особенно выделяется работа Э.Казановы.
В середине XX столетия зарождается американская школа архивоведения. Основными ее чертами была ориентация на текущее делопроизводство и необходимость упорядочить огромные потоки документов. На этой базе сформировались концепция «жизненного цикла документа» и «оценочная теория» (Т.Шелленберг).
После второй мировой войны мировое архивоведение развивается под знаком все более укрепляющегося международного сотрудничества архивистов. Ставятся и рассматриваются многочисленные проблемы, такие, как феномен архивного документа, место архива в обществе, связь между информацией документа и ее носителем и пр.
Российское архивоведение, развивавшееся в рамках российской национальной школы архивной науки, прошло в своем развитии примерно те же ступени, что и европейское, однако на его развитие наложили отпечаток особенности исторического развития России.
Первые сведения об устройствах архивов Московского государства сохранились лишь с XV в. В классификации документов преобладал тематический принцип. Первым российским архивным деятелем считается И.М.Висковатый, дипломат и думный дьяк. В XVII в. основным архивом страны становится архив Посольского приказа.
Реформы Петра I в области управления, в том числе и Генеральный регламент (1720 г.), трактуются исследователями неоднозначно. Большинство исследователей признает, что связывать начало организованного архивного дела с петровской эпохой нельзя.
С середины XVIII в. начался отход от стихийно применявшегося в архивах принципа происхождения. Во второй половине XVIII в. центром российского архивоведения становится Московский архив коллегии иностранных дел (МАКИД). Его по очереди возглавляли три крупных архивиста того времени – М.Г.Собакин, Г.-Ф.Миллер и Н.Н.Бантыш-Каменский. Миллер провел реорганизацию МАКИД, сформировав коллекционную систему. Дальнейшему утверждению тематического принципа способствовала и собирательская деятельность археографов конца XVIII – начала XIX в.
В первой половине и середине XIX в. крупными российскими архивистами были П.И.Баранов, П.И.Иванов и особенно Г.А.Розенкампф, первым осознавший необходимость архивной реформы.
Дальнейшей развитие российского архивоведения во второй половине XIX в. и начале XX в. во многом определяли две крупнейшие фигуры – Н.В.Калачов и Д.Я.Самоквасов. Оба были руководителями Московского архива министерства юстиции (МАМЮ).
Н.В.Калачов (1819-1885) первым выступил с проектом общероссийской архивной реформы, носившим демократический характер. Им же был учрежден Петербургский археологический институт, впервые в стране начавший готовить архивистов. Калачов добился учреждений Губернских ученых архивных комиссий (ГУАК). Хотя ученый так и не смог подняться до формулировки принципа происхождения, справедливо считается, что именно Калачовым были заложены основы российской науки об архивах. С деятельности Н.В.Калачова начинается новый этап в развитии российского архивоведения.
Н.В.Калачов оказал огромное влияние на российское архивное дело. Среди наиболее значительных его продолжателей можно назвать имена И.И.Зубарева, А.П.Воронова и И.Е.Андреевского, который, значительно опередив свое время, сформулировал концепцию единения архивов в масштабах страны, а впоследствии – целого мира.
Д.Я.Самоквасов (1843-1911) сформулировал иные принципы российской архивной реформы, которые оказали сильное влияние на последующее складывание советской архивной системы. Его проект предполагал жесткую централизацию с созданием специального органа для управления архивами. Самоквасов выпустил целый ряд книг, посвященных архивному делу. Его идеи воплотились в формировании системы образования архивиста, принятой в настоящее время. Он не оставил после себя последователей, и оценки его личности до сих пор весьма противоречивы.
На развитие архивоведения в начале XX в. большое влияние оказали взгляды знаменитого историка А.С.Лаппо-Данилевского. Его идей в сочетании со взглядами Д.Я.Самоквасова нашли воплощение, в частности, в деятельности Московского археологического института.
После Октябрьской революции началась серьезная перестройка архивного дела, сопровождавшаяся отказом от многих теоретических положений дореволюционного архивоведения и репрессиями в отношении дореволюционных архивных деятелей. Была сломана сложившаяся система архивного образования. В то же время в сложнейших условиях гражданской войны и разрухи продолжались теоретические изыскания, связанные с терминологией, архивным законодательством и пр.
Огромным событием стало основание в 1930 г. Московского историко-архивного института. Даже находясь в системе НКВД, он стал центром прогресса исторической и историко-архивной науки.
К середине 30-х гг. относится попытка ряда молодых архивистов отказаться от принципа происхождения как чуждого советскому архивоведению. Продолжалось укрепление централизации архивного дела, вершиной которого стала передача его в ведение НКВД в 1938 г.
Обобщение теоретических положение и накопленного опыта в 30-50 гг. XX в. проходило в основном в форме учебных пособий. В 60-е гг. происходит усиление интереса к теоретическому архивоведению. В 1966 г. появляется первый в мире НИИ документоведения и архивного дела.
Начало эпохи теоретического архивоведения связано с деятельностью и трудами выдающегося отечественного ученого В.Н.Автократова, заложившего основы современного российского теоретического архивоведения. Его теория получила в историографии оценку как информационно-культурологическая. В рамках современного подхода к архивоведению и усиления информационной составляющей в изучении и функционировании документов в целом и архивных документов в частности, взгляды В.Н.Автократова приобретают особую актуальность.
В конце XX – начале XXI в. российское теоретическое архивоведение получило дальнейшее развитие в трудах В.П. Козлова, О.М. Медушевской, Е.В. Старостина, Т.И. Хорхординой и других исследователей. Проблематика сегодняшнего архивоведения весьма разнообразна: от проблем архивной терминологии до вопросов, связанных с электронными архивами и документами.
При подготовке и сдаче зачета следует уделить основное внимание главным проблемам теоретического архивоведения: становлению фондового принципа классификации документов, взаимоотношениям историков и архивистов и пр.