МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История делопроизводства в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 158
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 158 158 158 158
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
История делопроизводства в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить особенности документирования и этапы развития отечественного делопроизводства в учреждениях XVI - XX вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-7 способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития системы делопроизводства, их специфику;
Правовые акты,регламентирующие делопроизводство в разные хронологические периоды;
Особенности составления документов в разные хронологические периоды;
Основные разновидности делопроизводственной документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в тенденциях развития отечественного делопроизводства в разные хронологические периоды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с делопроизводственными документами отдельных хронологических периодов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Характеристика объекта и предмета дисциплины, цель, задачи, терминология и содержание курса. Характеристика источниковой базы. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1
Раздел 2. Организация делопроизводства в учреждениях дореволюционной России
2.1. Делопроизводство в учреждениях XVI-XVII вв. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1
2.2. Делопроизводство в учреждениях России XVIII в. Лекции 1 4 ПК-3, ПК-7 Л1.1
2.3. Делопроизводство в учреждениях XIX в. - начала XX в. Лекции 1 4 ПК-3 Л1.1
2.4. Специальные системы документации в XVIII-начала XX вв. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1
2.5. Делопроизводство в учреждениях XVIII вв Практические 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1
2.6. Делопроизводство в учреждениях XIX –нач. XXвв. Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л1.1
2.7. Специальные системы документации в XVIII-начала XX вв. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.8. Изучение литературы по основным темам раздела. Выполнение самостоятельных заданий. Сам. работа 1 78 ПК-3, ПК-7 Л1.1
Раздел 3. Организация делопроизводства в советский период
3.1. Государственное делопроизводство в первые годы советской власти (1917-1919 гг.) Лекции 1 4 ПК-3, ПК-7 Л1.1
3.2. Развитие государственного делопроизводства в 1920-1940-е гг. Лекции 1 4 ПК-3, ПК-7 Л1.1
3.3. Государственное делопроизводство в 1950-1960 е гг. Лекции 1 4 ПК-3, ПК-7 Л1.1
3.4. Государственное делопроизводство в 1970-1990 е гг. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1
3.5. Регламентация основных вопросов документирования в советском законодательстве. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1
3.6. Организация делопроизводства в советский период Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
3.7. Специальные системы документации в советское время. Практические 1 4 ПК-3, ПК-7 Л1.1
3.8. Изучение литературы по основным темам курса. Выполнение самостоятельных заданий. Подготовка к зачетному занятию. Сам. работа 1 80 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, терминология и содержание курса.
2. Источники изучения курса и литература.
3. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XVI-XVII вв.
4. Органы государственного управления в XVI-XVII вв., состав должностных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере, принцип принятия управленческих решений.
5. Документирование деятельности государственных учреждений в XVI - XVII вв., особенности формуляра документа.
6. Организация работы с документами в учреждениях XVI-XVII вв. Особенности формирования дел и организации архивного хранения.
7. Зарождение специальных систем документирования.
8. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XVIII в. «Генеральный регламент» и его значение для организации делопроизводства.
9. Органы государственного управления XVIII в., состав должностных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере, принцип принятия управленческих решений.
10. Организация работы с документами в центральных учреждениях XVIII в., порядок прохождения и исполнения документов, регистрация, контроль за исполнением.
11. Документирование деятельности учреждений в центральных учреждениях XVIII в.: основные виды документов, изменения в формуляре, реквизиты и их рас-положение.
12. «Общее учреждение губернское»: его роль и значение.
13. Организация делопроизводства в местных учреждениях XVIII в.
14. Состав губернских учреждений, состав канцелярских служащих и порядок решения дел.
15. Правила «сношений» местных учреждений России XVIII в. с высшими, равными и нижестоящими учреждениями и лицами.
16. Особенности формирования дел и организация архивного хранения в центральных и местных учреждениях XVIII в.
17. Специальные системы документирования в XVIII в.
18. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XIX- на-чала XX вв. «Общее учреждение министерств»: содержание и значение для организации делопроизводства.
19. Органы государственного управления XIX - начала XX в., состав должно-стных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере.
20. Организация работы с документами в центральных государственных уч-реждениях XIX – начале XX вв. «Образ производства дел».
21. Документирование деятельности центральных учреждений XIX – начала XX вв.: основные виды документов, изменения в формуляре, реквизиты, их расположение, бланки.
22. Развитие техники документирования в XIX- начала XX вв., новые виды документов, возникшие в результате применения технических средств.
23. Опыт рационализации делопроизводства в учреждениях России в конце XIX – начале XX вв.
24. Особенности формирования дел и организация их хранения в центральных учреждениях XIX – начала XX вв. Экспертиза ценности.
25. Переписка центральных государственных учреждений XIX – начала XX вв., просительские документы, акты.
26. Специальные системы документирования в XIX - начале XX в.
27. Становление и развитие государственного делопроизводства в первые годы советской власти в 1917-1919 годах. Вопросы делопроизводства в законодательстве первых лет советской власти.
28. Движение за научную организацию управленческого труда в делопроиз-водстве в 1920-е годы. Опыт работы НК РКИ, Оргстроя, Института техники управления по рационализации делопроизводства.
29. Советское делопроизводство в 1930-1940-е гг. Конституция 1936 г. об актах и распорядительных документах органов государственной власти и управления.
30. Государственное делопроизводство в 1950-1960-е годы.
31. Государственное делопроизводство в 1970-1990-е годы.
32. Унификация и стандартизация управленческих документов. Унифицированные системы документации. ГОСТы.
33. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ): цель, назначение, состав Основных положений, характеристика тематических разделов.
34. Организация делопроизводства на современном этапе.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э4 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э5 Портал "Архивы России" www.rusarchives.ru
Э6 Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - изучить особенности документирования и этапы развития отечественного делопроизводства в учреждениях XVI - XX вв.
Дисциплина состоит из трех разделов. В первом разделе дается представление об объекте и предмете дисциплины, раскрываются цель и задачи изучения данного курса, дается подробная характеристика источниковой базы. Раздел «Организация делопроизводства в учреждениях дореволюционной России» посвящен изучению основных этапов развития дореволюционного делопроизводства. В ходе изучения данного раздела формируется представление о становлении правового регулирования сферы делопроизводства в России. Студенты должны различать особенности делопроизводства приказного, коллежского и министерского периодов. Отдельное внимание уделяется характеристике состава документов, развитию специальных систем документации, вопросам оформления отдельных видов документов. В разделе «Организация делопроизводства в советский период» раскрываются особенности становления системы делопроизводства в советской России. Большое внимание уделяется характеристике основных периодов развития советского делопроизводства.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы истории делопроизводства в России. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с делопроизводственными источниками. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.