МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Консультационная деятельность в области ДОУ и архивного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.;к.и.н, доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Консультационная деятельность в области ДОУ и архивного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Изучение консультационной деятельности в области документационного обеспечения управления и архивного дела на современном этапе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-9 способность владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров
ПК-6 владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы
ПК-7 способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательную и нормативно-методическую базу документационного обеспечения управления;
принципы организации служб документационного обеспечения управления в организациях;
историю и современное состояние российского и зарубежного опыта управления документами

3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и вести единые системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий;
организовывать работу службы документационного обеспечения управления;
разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению документационного обеспечения управления;
совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оптимизации документопотоков;
анализа ценности документов с целью их хранения;
создания справочно-информационных средств к документов;
организации консультационной работы в области документационного обеспечения и архивного дела.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Консалтинг как направление деятельности
1.1. Основы информационного консалтинга Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Современное сотояние рынка консалтинговых услуг Сам. работа 2 40 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основы ДОУ в РФ
2.1. История делопроизводства. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Консультациионная деятельность в области ДОУ. Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Нормативно-методическая база организации и технологии ДОУ Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация службы документационного обеспечения управления
3.1. Организация работы с документами Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Управление службой ДОУ Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Внедрение автомматизированных систем в ДОУ организации Сам. работа 2 5 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Архивное хранение документов
4.1. Законодательная и нормативно-методическая база современного архивного дела Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.2. Консультационная деятельность в области архивного дела. Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.3. Самостоятельная работа с источниками и литературой по основным темам курса Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Сам. работа 2 27 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Нормативно-методическое регулирование делопроизводства в настоящее время.
2. Состав управленческих документов, их роль в реализации управленческих решений и действий, современные способы документирования, юридическая сила управленческих документов.
3. Организационные формы, структура и функции службы ДОУ.
4. Нормативные документы по организации службы ДОУ конкретной организации: их состав, методика разработки и значение.
5. Общие правила оформления управленческих документов в современных учреждениях.
6. Организационные документы (состав, требования к составлению и оформлению).
7. Распорядительные документы (состав, требования к составлению и оформлению).
8. Информационно-справочные документы (состав, требования к составлению и оформлению).
9. Организация документооборота в современных учреждениях.
10. Регистрация документов современных организаций.
11. Организация контроля исполнения документов. Сроки исполнения документов.
12. Номенклатура дел (виды, требования к составлению и оформлению).
13. Организация делопроизводства с обращениями граждан.
14. Основные направления и методы совершенствования делопроизводства. Использование электронных технологий в ДОУ.
15. Научные принципы и методы отечественного архивоведения.
16. Понятие объекта и предмета архивоведения.
17. Архивная терминология: архивное дело, архивный документ, документ Архивного фонда Российской Федерации и др.
18. Понятие архива. Государственные архивы.
19. Понятие архива. Ведомственные архивы.
20. Особенности муниципальных архивов.
21. Архив организации. Задачи, функции, права и ответственность
22. Законодательно-правовая база архивного дела в Российской Федерации.
23. Архивный фонд Российской Федерации.
24. Классификация документов и дел в пределах Архивного фонда Российской Федерации в целом (первый уровень классификации).
25. Организация документов и дел в пределах архивов (второй уровень организации документов)
26. Организация документов и дел в пределах архивного фонда (третий уровень организации документов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Законодательная и нормативно-методическая база ДОУ.
Должностной и численный состав службы ДОУ.
Особенности составление и оформление текстов управленческих документов.
Организация документооборота в условиях применения новейших информационных технологий.
Организация регистрации документов и поиска информации в условиях применения новейших информационных технологий.
Порядок проведения экспертизы ценности документов, оформление результатов ее проведения.
Автоматизированные системы контроля исполнения документов.
Методика составления номенклатур дел (на примере организации).
Организация справочной работы в организации (на примере организации).
Подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: учебное пособие , 209 znanium.com
Л1.3 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Басаков М.И. Документационное обеспечение управления: (Делопроизводство): учебник Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271490
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э2 Информационно-правовой портал "Гарант.Ру" www.garant.ru
Э3 Портал "Архивы России" www.rusarchives.ru
Э4 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - изучение консультационной деятельности в области документационного обеспечения управления и архивного дела на современном этапе.
Дисциплин состоит из четырех разделов, которые посвящены изучению основ информационного консалтинга, рынка консалтинговых услуг, правового обеспечения ДОУ и архивного дела, особенностей организации служб ДОУ и архивов.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.