Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_06_01_Историч науки и археология-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массо-вых источников и основными подходами к их изучению и обработке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-3 | готовностью к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретико-методологические основы дисциплины; - специфику источниковедческого комплекса истории России; - виды массовых исторических источников и особенности эволюции их формуляра; - методы исследования массовых источников. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать массовые исторические источники; - использовать различные приемы источниковедческого анализа; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - практическими навыками работы с массовыми источниками; - методами исторического исследования, в том числе информационными технологиями при работе с массовыми источниками; - основными понятиями источниковедческой науки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Массовые истори-ческие источники: определение, при-знаки | ||||||
1.1. | Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
1.3. | Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников. | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
1.4. | Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
1.5. | Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
1.6. | Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. Закономер-ности возникновения и эволюции массовых исторических источников. Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 2. Проблема классификации массовых исторических источников | ||||||
2.1. | Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.2. | Документы переписей – анкеты, карточки. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.3. | Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.4. | Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.5. | Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. Документы переписей – анкеты, карточки. Текстовые источники: формализованные, сла-бо формализованные и неформализованные. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Статистические таблицы и степень проявле-ния в них массовости, однородности и слу-чайности. Документы переписей – анкеты, карточки. Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 3. Виды массовых исторических источников | ||||||
3.1. | Документы боярского землевладения (писцовые и переписные книги) как массовый исто-рический источник. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
3.2. | Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
3.3. | Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
3.4. | Документы боярского землевладения (писцовые и переписные книги) как массовый исторический источник. Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 4. Методы исследования массовых источников | ||||||
4.1. | Возможности электронных таблиц и пакетов статистических программ для работы со структурированными данными. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
4.2. | Сущность метода группировки. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
4.3. | Выборочный метод и его границы. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
4.4. | Понятия «генеральная совокупность», «выборка», «выборочный метод». Репрезентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, многоступенчатый отбор. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1 | |
4.5. | Возможности электронных таблиц и пакетов статистических программ для работы со структурированными данными. Сущность ме-тода группировки. Выборочный метод и его границы. Понятия «генеральная совокуп-ность», «выборка», «выборочный метод». Ре-презентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, много-ступенчатый отбор. | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 5. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками | ||||||
5.1. | Особенности создания баз данных на материале исторических источников. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
5.2. | Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исто-рических баз данных. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
5.3. | Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
5.4. | Специфика работы с базой данных как со вторичным источником. | Лекции | 3 | 4 | Л1.1 | |
5.5. | Особенности создания баз данных на материале исторических источников. Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исторических баз данных. Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником. | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
5.6. | Изучение литературы и источников по курсу. | Сам. работа | 3 | 56 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету: 1. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. 2. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников. 3. Информативные возможности массовых источников. 4. Проблема классификации массовых источников. Отдельные виды массовых источников. 5. Методы исследования массовых источников. 6. Массовые исторические источники и способы их обработки. 7. Компьютерные технологии изучения массовых исторических источников. 8. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником. Примеры практических заданий: 1. Подготовка доклада по теме «Анализ подходов И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака». 2. Подготовка доклада по теме «Особенности создания баз данных по материалам массовых исторических источников». В ответе необходимо представить практику создания баз данных по материалам массовых исторических источников (на примере России и зарубежных стран) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Принципы классификации источников. «Вид» и «тип» источника. 2. Отечественная статистика как исторический источник XIX – начала XX в. Ее разновидности. 3. Особенности источников российской истории нового времени. 4. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. 5. Материалы переписей населения как исторический источник. 6. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
смотреть ФОС в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Русина Ю.А. | Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие | , 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Румянцева М.Ф., Казаков Р.Б. Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. 2009. | rutube.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Целью освоения учебной дисциплины «Массовые исторические источники» является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массовых источников и основными подходами к их изучению и обработке. Курс состоит из 5 разделов. В первом разделе аспиранты должны обратить внимание на существующие определения массовых источников в трудах отечественных исследователей (подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака.); критерии этих определений и то, на чем основана их типология. Второй и третий разделы посвящены проблемам классификации массовых исторических источников. Аспирантам следует обратить внимание на разные подходы к типологии источников, а также неоднозначную оценку статистических материалов как массовых исторических источников. Четвертый и пятый разделы направлены на изучение методов исследования массовых источников, а также получение навыков работы с такими видами данных, в том числе в электронной среде. Учащимся важно определить специфику исследовательской работы с массовыми источниками. Нужно иметь четкое представление о существующих количественных методах источниковедческого исследования, знать аргументы в пользу использования формализованных методик анализа массовых исторических источников, определять границы применимости этих методик в историческом исследовании и степень корректности их использования при освещении конкретных исторических тем. При самостоятельной работе учащимся следует обратить внимание на изучение учебных и научных публикаций по соответствующим темам, а также рассмотрение научно-исследовательской практики работы с массовыми историческими источниками. Формой итогового контроля является зачет. Порядок оценивания практических заданий и проведения зачета представлены в Фонде оценочных средств. |