МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Массовые исторические источники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_Историч науки и археология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Массовые исторические источники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) .Утвержден приказом от 20 июля 2014 г.№904

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массо-вых источников и основными подходами к их изучению и обработке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологические основы дисциплины;
- специфику источниковедческого комплекса истории России;
- виды массовых исторических источников и особенности эволюции их формуляра;
- методы исследования массовых источников.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать массовые исторические источники;
- использовать различные приемы источниковедческого анализа;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими навыками работы с массовыми источниками;
- методами исторического исследования, в том числе информационными технологиями при работе с массовыми источниками;
- основными понятиями источниковедческой науки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовые истори-ческие источники: определение, при-знаки
1.1. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. Лекции 3 2 Л1.1
1.2. Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. Сам. работа 3 2 Л1.1
1.3. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников. Практические 3 2 Л1.1
1.4. Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). Сам. работа 3 2 Л1.1
1.5. Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. Сам. работа 3 2 Л1.1
1.6. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. Закономер-ности возникновения и эволюции массовых исторических источников. Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. Практические 3 2 Л1.1
Раздел 2. Проблема классификации массовых исторических источников
2.1. Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. Сам. работа 3 2 Л1.1
2.2. Документы переписей – анкеты, карточки. Сам. работа 3 2 Л1.1
2.3. Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. Сам. работа 3 2 Л1.1
2.4. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Сам. работа 3 2 Л1.1
2.5. Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. Документы переписей – анкеты, карточки. Текстовые источники: формализованные, сла-бо формализованные и неформализованные. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Статистические таблицы и степень проявле-ния в них массовости, однородности и слу-чайности. Документы переписей – анкеты, карточки. Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Практические 3 2 Л1.1
Раздел 3. Виды массовых исторических источников
3.1. Документы боярского землевладения (писцовые и переписные книги) как массовый исто-рический источник. Сам. работа 3 2 Л1.1
3.2. Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. Сам. работа 3 2 Л1.1
3.3. Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. Сам. работа 3 2 Л1.1
3.4. Документы боярского землевладения (писцовые и переписные книги) как массовый исторический источник. Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. Практические 3 2 Л1.1
Раздел 4. Методы исследования массовых источников
4.1. Возможности электронных таблиц и пакетов статистических программ для работы со структурированными данными. Сам. работа 3 2 Л1.1
4.2. Сущность метода группировки. Сам. работа 3 2 Л1.1
4.3. Выборочный метод и его границы. Сам. работа 3 2 Л1.1
4.4. Понятия «генеральная совокупность», «выборка», «выборочный метод». Репрезентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, многоступенчатый отбор. Сам. работа 3 2 Л1.1
4.5. Возможности электронных таблиц и пакетов статистических программ для работы со структурированными данными. Сущность ме-тода группировки. Выборочный метод и его границы. Понятия «генеральная совокуп-ность», «выборка», «выборочный метод». Ре-презентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, много-ступенчатый отбор. Практические 3 2 Л1.1
Раздел 5. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками
5.1. Особенности создания баз данных на материале исторических источников. Лекции 3 2 Л1.1
5.2. Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исто-рических баз данных. Лекции 3 2 Л1.1
5.3. Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. Лекции 3 2 Л1.1
5.4. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником. Лекции 3 4 Л1.1
5.5. Особенности создания баз данных на материале исторических источников. Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исторических баз данных. Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником. Практические 3 2 Л1.1
5.6. Изучение литературы и источников по курсу. Сам. работа 3 56 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении.
2. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников.
3. Информативные возможности массовых источников.
4. Проблема классификации массовых источников. Отдельные виды массовых источников.
5. Методы исследования массовых источников.
6. Массовые исторические источники и способы их обработки.
7. Компьютерные технологии изучения массовых исторических источников.
8. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником.

Примеры практических заданий:
1. Подготовка доклада по теме «Анализ подходов И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака».
2. Подготовка доклада по теме «Особенности создания баз данных по материалам массовых исторических источников». В ответе необходимо представить практику создания баз данных по материалам массовых исторических источников (на примере России и зарубежных стран)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Принципы классификации источников. «Вид» и «тип» источника.
2. Отечественная статистика как исторический источник XIX – начала XX в. Ее разновидности.
3. Особенности источников российской истории нового времени.
4. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении.
5. Материалы переписей населения как исторический источник.
6. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Румянцева М.Ф., Казаков Р.Б. Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. 2009. rutube.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Массовые исторические источники» является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массовых источников и основными подходами к их изучению и обработке.
Курс состоит из 5 разделов. В первом разделе аспиранты должны обратить внимание на существующие определения массовых источников в трудах отечественных исследователей (подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака.); критерии этих определений и то, на чем основана их типология. Второй и третий разделы посвящены проблемам классификации массовых исторических источников. Аспирантам следует обратить внимание на разные подходы к типологии источников, а также неоднозначную оценку статистических материалов как массовых исторических источников. Четвертый и пятый разделы направлены на изучение методов исследования массовых источников, а также получение навыков работы с такими видами данных, в том числе в электронной среде. Учащимся важно определить специфику исследовательской работы с массовыми источниками. Нужно иметь четкое представление о существующих количественных методах источниковедческого исследования, знать аргументы в пользу использования формализованных методик анализа массовых исторических источников, определять границы применимости этих методик в историческом исследовании и степень корректности их использования при освещении конкретных исторических тем.
При самостоятельной работе учащимся следует обратить внимание на изучение учебных и научных публикаций по соответствующим темам, а также рассмотрение научно-исследовательской практики работы с массовыми историческими источниками.
Формой итогового контроля является зачет. Порядок оценивания практических заданий и проведения зачета представлены в Фонде оценочных средств.