МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы журналистики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лекашевич Е.В., д.филол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лекашевич Е.В., д.филол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение будущими журналистами общими закономерностями и принципами функционирования системы средств массовой информации как фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии.
Исходя из этого, главной задачей изучения данной дисциплины является понимание студентами роли СМИ в демократическом обществе как высшего социального института, спектра их функций, особенностей массовой информации и массово-информационной деятельности в контексте потребностей общества и интересов аудитории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия теории журналистики, понимает значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности; особенности организации информационного пространства страны и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.приводить журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами; контролировать соблюдение редакционных стандартов, форматов,жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте; контролировать соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте; учитывать технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редакторской деятельности в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа; навыками анализа на базе положений теории журналистики современной редакционной практики СМИ, современных мировых тенденций развития медиаотрасли, специфики различных видов СМИ, особенностей национальных медиамоделей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика как предмет изучения
1.1. Сфера массово-информационной деятельности Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.2. Анализ информационной модели действительности и степени информативности журналисткого текста Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.3. Журналистика как предмет изучения и сфера массово-информационной деятельности Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.4. Анализ функциональных типов журналистских текстов Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Журналистика в системе социальных институтов Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.6. Социальные роли и функции журналистики Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.7. Социальные роли и функции журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.8. Анализ степени свободы СМИ различных типов Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.9. Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.10. Свобода журналистики и условия ее осуществления Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.11. Свобода журналистики и условия ее осуществления Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.12. Анализ ситуаций с нарушениями прав журналиста и ситуаций, когда журналисты сами нарушают права других лиц Сам. работа 1 8 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.13. Правовые основы журналистской деятельности Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.14. Правовые основы журналистской деятельности Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.15. Профессиональная этика журналиста Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.16. Профессиональная этика журналиста Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.17. Анализ примеров нарушений этических норм Кодекса профессиональной этики российского журналиста Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.18. Журналистика как область творческой деятельности Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.19. Государственная политика в области СМИ Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.20. Типологический анализ различных типов СМИ Сам. работа 1 5 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.21. Журналистика как система средств массовой информации Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.22. Журналистика как система средств массовой информации Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.23. Тест Сам. работа 1 8 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.24. Экзамен 1 27 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учебное пособие для вузов КноРус, 2009
Л1.2 Прохоров, Евгений Павлович Введение в теорию журналистики : учебник для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.3 под ред. Я. Н. Засурского Средства массовой информации России : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебное пособие Аспект Пресс, 2009
Л2.2 Средства массовой информации России: Учебное пособие , 2011
Л2.3 Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие Директ-Медиа, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека публикаций СМИ http://www.public.ru
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. https://polpred.com/
Э4 Электронный курс "Основы журналистики" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7621
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.