МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Юридическая конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение методологических и прикладных подходов к анализу юридических конфликтов, методах их разрешения в современных условиях и формирование у студентов целостного представления о правовых отношениях регулирования сложных и противоречивых взаимодействий в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы применения категориального аппарата, междисциплинарного анализа конфликта и мира, правовых особенностей разрешения конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, основы правовых знаний для решения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками применения методологии междисциплинарного анализа конфликта и мира, основ правовых знаний для решения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы юридической конфликтологии
1.1. Юридическая конфликтология: предмет и объект исследования. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Юридическая конфликтология: предмет и объект исследования. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Юридическая конфликтология как отраслевая конфликтологическая дисциплина Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Юридическая конфликтология как отраслевая конфликтологическая дисциплина Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Динамика, типология и структура юридического конфликта. Лекции 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Динамика, типология и структура юридического конфликта. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Конфликты в нормативно-правовой сфере. Конфликты в системе государственного управления. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Конфликты в нормативно-правовой сфере. Конфликты в системе государственного управления. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Конфликты в нормативно-правовой сфере. Конфликты в системе государственного управления. Сам. работа 6 17 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Криминальный конфликт и его специфика. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Криминальный конфликт и его специфика. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Криминальный конфликт и его специфика. Сам. работа 6 17 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Механизмы правового регулирования и разрешения юридических конфликтов
2.1. Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов Сам. работа 6 18 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). Лекции 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). Сам. работа 6 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. Лекции 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. Сам. работа 6 20 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.12. Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. Сам. работа 6 18 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.13. Юридические способы предупреждения конфликтов. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.14. Юридические способы предупреждения конфликтов. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.15. Юридические способы предупреждения конфликтов. Сам. работа 6 17 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.
2. Понятие юридического конфликта.
3. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.
4. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.
5. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.
6. Специфика ложных юридических конфликтов.
7. Конфликты в нормативно-правовой сфере.
8. Криминальный конфликт и его специфика.
9. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.
10. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.
11. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.
12. Конфликты физических лиц (граждан) и гражданское судопроизводство.
13. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.
14. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.
15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.
16. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.
17. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.
18. Юридические способы предупреждения конфликтов.
19. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.
20. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития юридического конфликта и возможные способы его регулирования (кейс предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения юридических способов предупреждения конфликта на конкретных примерах.
Практическое задание № 4. Составьте схему основных стадий развития вторичного юридического конфликта.
Практическое задание № 5. Составьте схему основных стадий развития первичного юридического конфликта.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.
2. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.
3. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.
4. Конфликты в нормативно-правовой сфере.
5. Конфликты физических лиц(граждан)и гражданское судопроизводство.
6. Криминальный конфликт и его специфика.
7. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.
8. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.
9. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.
10. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.
11. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.
12. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.
13. Понятие юридического конфликта.
14. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.
15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.
16. Специфика ложных юридических конфликтов.
17. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.
18. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.
19. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.
20. Юридические способы предупреждения конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.asu.ru/files/documents/00001657.pdf
Э2 http://conflictologiy.narod.ru/
Э3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/621/
Э4 www.mista.ru/psy/conflict.htm
Э5 Курс в Moodle «Юридическая конфликтология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.