Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_02_ФИиИТ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | Цель – формирование теоретических знаний об основных понятиях и методах построения имитационных моделей в экономике, практических навыков по настройке и применению систем имитационного моделирования для решения исследовательских и прикладных задач. Задачи: 1. Изучить основные понятия и концептуальные подходы в области имитационного моделирования в экономике. 2. Сформировать умения использовать системы имитационного моделирования для решения исследовательских и прикладных задач. 3. Сформировать умения проводить настройку систем имитационного моделирования и интерпретировать полученные результаты. 4. Изучить особенности систем имитационного моделирования и условия их применения. 5. Использовать возможности существующих систем имитационного моделирования для создания приложений. 6. Владеть навыками работы со специализированной учебной и научной литературой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способностью к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям |
ПК-1 | способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Возможности и область применения имитационных систем в экономике; практику использования имитационных систем в экономике; классификацию имитационных систем в экономике и актуальные направления их использования в научных исследованиях и прикладных областях; практику применения имитационных систем в экономике в международных проектах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлять проблемы и обсуждать условия использования имитационных систем в экономике; оценивать возможности и условия применения имитационных систем в экономике при обсуждении конкретных проблем экономики; проводить выбор типов имитационных систем в экономике для конкретных областей приложений; проводить настройку имитационных систем в экономике для решения конкретных задач; оформлять требования по созданию имитационных систем в экономике при организации проектной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Комплексом понятий для характеристики имитационных систем в экономике в приложениях к решению научных и прикладных задач; оценками и критериями эффективности применения имитационных систем в экономике в прикладных областях; методами сравнительного анализа имитационных систем в экономике; общепринятыми нормами, понятиями и существующими компьютерными средствами поддержки имитационных систем в экономике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в теорию имитационного моделирования | ||||||
1.1. | Основные понятия моделирования, виды моделирования, классификация моделей, схема построения и исследования моделей сложных систем. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Имитационное моделирования в системе экономико-математических методов. Достоинства и недостатки применения имитацонного моделирования. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.3. | Понятие имитации, имитационной модели, имитационного моделирования. Периоды развития имитационного моделирования. Этапы постоения имитационной модели. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Генерация псевдослучайных чисел | ||||||
2.1. | Понятие случайной величины, функции распределения и плотности вероятностей случайной величины. Методы генерирования псевдослучайных величин: метод обратных функций, метод сверток, метод отбора. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Алгоритмическкие методы получения псевдослучайных величин: мультипликативный метод сравнений, мультипликационный метод, метод произведений. Проверка качества (вида распределения) сгенерированных последовательностей псевдослучайных величин: по моментам распределений, по гистограмме, по критериям согласия. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Методы получения целых псевдослучайных чисел. Методы получения чисел, имеющих экзотическое распределение. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.4. | Генерация псевдослучайных чисел: 1) равномерно распределенные случайные числа; 2) случайные числа, распределенные по закону Пуассона; 3) экспоненциально распределенные случайные числа. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
2.5. | Генерация псевдослучайных чисел: 1) нормально распределенные случайные числа; 2) случайные числа, распределенные по биномиальному закону. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
2.6. | Определение вида распределения случайной величины с помощью критериев согласия. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Имитационное моделирование | ||||||
3.1. | Оценка достоверности имитационной модели: валидация модели, верификация модели, валидация данных. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Критерии качества имитационной модели. Критерии качества результатов моделирования. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Модельное время в имитационных моделях: способы изменения, условия применения, классификация имитационных моделей по способу продвижения модельного времени. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
3.4. | Использование модельного времени в задачах различной природы. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Метод статистических испытаний Монте-Карло. Оценивание площади круга. Оценивание величины интеграла. Погрешность результата. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Вычисление интегралов методом имитационного моделирования в табличном редакторе MS Excel. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
3.7. | Оценка площади круга и эллипса методом Монте-Карло. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
3.8. | История метода Монте-Карло. Примеры применения метода Монте-Карло при решении задач различной природы. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.9. | Системы массового обслуживания: основные понятия, классификация, показатели эффективности. Пример одноканальной СМО. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.10. | Имитационное моделирование систем массового обслуживания. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
3.11. | Показатели эффективности многоканальной СМО. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.12. | Имитационное моделирование задач линейной оптимизации. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
3.13. | Решение задач линейной оптимизации с помощью имитационного моделирования в различных программных приложениях. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.14. | Имитационное моделирование управления запасами методом Монте-Карло. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
3.15. | Решение прикладных задач экономического характера методом имитационного моделирования. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мешечкин В.В., Косенкова М.В. | Имитационное моделирование: Учебниое пособие | Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Кузьмин П.И. | Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Советов Б.Я., Цехановский В.В. | Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. | Математические модели и методы исследования систем управления. Ч.1: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/45 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru; | |||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э5 | Численные методы решения экономических задач: учеб.-метод. пособие / [авт.-сост. А. Ю. Юдинцев, Г. Н. Трошкина]; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012. - 155 с. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/124 | |||
Э6 | "Имитационное моделирование" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru 2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]: http://e.lanbook.com 3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования [Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books 4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib 5. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru 6. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы. Самостоятельная работа: - Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю в день консультаций. Итоговый контроль: - Для подготовки к зачету/экзамену необходимо взять перечень примерных вопросов у преподавателя/методиста кафедры. - В списке вопросов выделить те, которые были рассмотрены на лекциях, практических занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения следует использовать рекомендуемую литературу. |