МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы назначения наказания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, Смирнова Людмила Николаевна;тарший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Екатерина Павловна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы назначения наказания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины "Актуальные проблемы назначения наказания" направлено на:
- познание и усвоение методологических основ назначения наказания по УК РФ, значения общих начал назначения наказаний, учета положений Общей и Особенной частей УК РФ, значения смягчающих и отягчающих обстоятельств, значения досудебного соглашения с обвиняемым (подозреваемым) при назначении наказания, назначения более мягкого наказания чем предусмотрено за данное преступление, назначение наказания при вердикте присяжных заседателей, при неоконченном преступлении, при соучастии, рецидиве, совокупности преступлений и приговоров;
- изучение системы и содержания ошибок при рассмотрении уголовных дел и вынесении по ним решений в отдельных инстанциях судебного судопроизводства, а также способов предотвращения, выявления и устранения судебных ошибок при вынесении решений по уголовным делам;
- подготовку магистра высшей квалификации, способного обеспечить законность, обоснованность и справедливость вынесения судебного решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-9: способностью принимать оптимальные управленческие решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2
-законодательство, позволяющее принять обоснованное, законное и справедливое решение;
ПК-3
-знать правила, которые должны соблюдаться при принятии судебных решений, о том, что назначение наказания должно быть обоснованным, законнным и справедливым, то есть должно основываться на имеющихся в уголовном деле доказательствах, быть соразмерным и сбалансированнным, с соблюдением правил его назначения: об обосновании вида и тяжести наказания в зависимости от категории преступления, наличия отягчающих и смягчающих обстоятельств, выявления и оценки уголовно-значимых признаков личности, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи;
ПК-9
-особенности назначения наказания при применении специальных правил.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2
-в судебной деятельности обеспечить законность, обоснованность и справедливость судебных решений
-обеспечивать в судебных решениях безопасность личности, общества и государства
ПК-3
-предупреждать правонарушения, устранять причины и условия, способствующие их совершению,
-содействовать пресечению коррупционного поведения;
ПК-9
-в исследовательской деятельности изучать судебную практику с целью выявления допускаемых ошибок и возможного предложения рекомендаций по их исправлению в судебной деятельности;
-в педагогической деятельности совершенствовать качество преподавания дисциплины с целью повышения уровня подготовки будущих судебных работников.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2
- навыками обобщения судебной практики ЕСПЧ, Конституционного Суда и Верховного Суда;
- навыками вынесения обоснованных, законных и справедливых наказаний, правильного применения норм права с учетом общественной опасности преступления, правильности правовой оценки деяния, поведения личности до совершения преступления и последующего поведения, а также условий жизни его семьи, близких родственников;
ПК-3
- навыками выявления при изучении судебной практики допускаемых ошибок при вынесении судьями решений по уголовным делам по назначению наказаний;
ПК-9
- навыками обучения будущих сотрудников правоохранительных и судебных органов методами проведения лекций, семинаров, практических занятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История назначения наказания, понятие назначения наказания
1.1. История назначения наказания, понятие назначения наказания Лекции 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. История назначения наказания, понятие назначения наказания Практические 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История назначения наказания, понятие назначения наказания Сам. работа 2 14 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания.
2.1. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания. Лекции 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания. Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания
3.1. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания Лекции 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания Сам. работа 2 16 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание
4.1. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание Лекции 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Проблемы применения обстоятельств, отягчающие наказание Сам. работа 2 18 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств
5.1. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств Сам. работа 2 12 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Проблемы теории и практики усиления наказания
6.1. Проблемы теории и практики усиления наказания Практические 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Проблемы теории и практики усиления наказания Сам. работа 2 18 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Лабораторный практикум
7.1. Лабораторный практикум Практические 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Практическое занятие по решению задач
8.1. Практическое зантие по решению задач Практические 2 1 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Зачет Зачет 2 4 ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету
1. Развитие системы наказаний в зарубежных странах.
2. Назначение наказаний по зарубежному законодательству.
3. Назначение уголовных наказаний в дореволюционной России.
4. Назначение уголовных наказаний по советскому законодательству.
5. Принцип законности назначения наказания по российскому законодательству.
6. Принцип справедливости назначения наказания по российскому законодательству.
7. Значение положений Общей части УК РФ для назначения наказаний.
8. Значение положений Особенной части УК РФ для назначения наказаний.
9. Реализация принципа дифференциации и индивидуализации назначения наказания.
10. Значение смягчающих обстоятельств при назначении наказания.
11. Значение смягчающих обстоятельств, относящихся к элементам состава преступления.
12. Основания применения ст. 62 и 64 УК РФ при смягчении назначаемого наказания.
13. Основания применения отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
14. Значение элементов состава для применения отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
15. Роль отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
16. Основания смягчения наказания.
17. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи УК РФ.
18. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении.
19. Назначение наказания за неоконченное преступление, при рецидиве преступлений, за преступления совершенные в соучастии.
20. Назначение наказания по совокупности преступлений.
21. Назначение наказания по совокупности приговоров.
22. Назначение наказания при особом порядке судебного разбирательства.
23. Назначение наказания при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым (подозреваемым).
24. Основания усиления уголовного наказания.
25. Назначение и сложение дополнительных наказаний.
26. Назначение наказания условно осужденному, совершившему новое преступление.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе
1. Назначение наказания по советскому уголовному законодательству.
2. Принципы назначения наказания по Российскому УК.
3. Основания назначения наказания по УК РФ.
4. Смягчение наказания по УК РФ.
5. Назначение наказания по совокупности преступлений.
6. Назначение наказания по совокупности приговоров.
7. Применение отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
5.3. Фонд оценочных средств
Размещаются в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов Юрайт, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Л. Друкаров, Л.Н. Смирнова Назначение наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации: Учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2018
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C01217F0-C050-4419-A1A9-E0A16994605D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
Э2 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». : http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э3 Сайт Верховного суда РФ Режим доступа: http://www.supcourt.ru/
Э4 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» Режим доступа: www.sudrf.ru.
Э5 Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э6 Сайт бесплатной научной библиотеки "КиберЛенинка"Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about
Э7 Курс "Актуальные проблемы назначения наказания" на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2243 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2243
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows;
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Магистрант должен усвоить основные положения общих начал назначения уголовного наказания, овладеть методикой обоснования выносимых судом решений при назначении наказания, усвоить необходимость разумного сочетания требований закона и рекомендаций прецедентной судебной практики. Он должен усвоить принципы назначения наказания, уметь правильно применять требования общей и особенной части уголовного права, в том числе действие закона во времени и пространстве, значение соучастия и стадии совершения преступления, чтобы правильно выбирать вид и размер наказания.
Магистранты должны научиться устанавливать основания для смягчения и отягчения наказания, определять наличие смягчающих, в том числе исключительных обстоятельств, усвоить значение вердикта присяжных заседателей о снисхождении, значение особого порядка рассмотрения уголовного дела для назначения наказания, значение досудебного соглашения прокурора с обвиняемым (подозреваемым) о сотрудничестве, понять, как происходит назначение наказания при наличии рецидива, его видов, назначение наказания при совокупности преступлений и приговоров, назначение наказания несовершеннолетним, освобождение их от наказания, вынесение решения об освобождении их от наказания и его отсрочке. При этом особое внимание магистрантов должно быть обращено на значение описательно-мотивировочной части приговора. Большое место должно быть уделено решению магистрантами задач, опубликованных в методической литературе, условиями которых является обнаружение ошибок, допущенных в приговорах и других постановлениях судов.
В ходюе обучения магистрант обязан посещать лекционные и практические(семинарские) занятия.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части назначения наказания и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям магистранту необходимо учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по применению общих и специальных правил назначения наказания.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение актуальных проблем назначения наказания невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о назначении наказания судами.
с учетом рекомендации преподавателя самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- все ли общие начала назначения наказания находят отражение в судебных решениях;
- имел ли место различный подход к применений специальных правил назначения наказания;
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).